Вальтрап. Забытый колорит.
В секторе реставрации музея-усадьбы «Архангельское» завершена реставрация очень красивого вальтрапа (от итал. «qualdrappa», немец. «waltrapp»). Так в России с XVIII века – введения обмундирования немецкого образца, называлась большая попона, которой накрывали спину и бока лошади поверх седла .
Для головки передней луки седла в этом случае в попоне делалась характерная овальная прорезь, по краю которой на вальтрапе из музея «Архангельское» ещё пришит специальный чехольчик в форме своеобразного «хвостика».
Вальтрап атрибутирован его хранителем Фроловой О.М. и научным сотрудником Государственного музея Востока Куланда М.В.: он был сделан в Азербайджане, во второй половине XIX века и мог происходить из собрания князей Юсуповых. В ходе бытования попона использовалась как настенный ковёр, для чего к её верхнему краю с изнаночной стороны льняной нитью были пришиты латунные колечки).
В центральном прямоугольнике вальтрапа – симметричная композиция с букетом декоративных цветов и двумя смотрящими в разные стороны попугаями, олицетворяющими поссорившихся влюблённых, что считается на Востоке символом разлуки. Орнамент с парой птиц, сидящей на букете цветов, характерен для западно-азербайджанской школы декоративно-прикладного искусства с центрами в городах Нуха (ныне Шеки) и Гянджа, а на ветке дерева – для восточно-азербайджанской школы с центрами в Баку и Шемахе .
По периметру попоны расположены три полосы ленточного растительного орнамента из стилизованных цветов. Обычно изображались розы, нарциссы, гвоздики, ирисы, лилии.
Вальтрап выполнен в очень интересной и своеобразной технике текстильной инкрустации разноцветными фрагментами сукна, которую часто ошибочно называют аппликацией (латин. «applicatio» – наложение, прикладывание). При инкрустации отдельные детали не накладываются и нашиваются на фон, как при аппликации, а в ткани фона вырезаются отверстия, в которые вставляются и вшиваются «в стык» соответствующей формы детали. Это позволяет экономить сукно, используя даже мельчайшие лоскутки. Сверху по швам в декоративных целях пришивался шёлковый шнур, или швы закрывались тамбурным швом шёлковыми нитями, который выполнялся не иглой, а крючком. Изделия, выполненные в технике текстильной инкрустации с вышивкой тамбурным швом XIX – начала XX веков, хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном музее Востока. Это – покрывала и завесы, которые делались не только для собственных нужд, но также как так называемые «посольские скатерти» и попоны были ценными подарками. Они выполнялись на заказ в ремесленных мастерских, где работали только мужчины. Центром производства таких изделий был западно-азербайджанский город Нуха. Полагают, что эта техника появилась здесь ещё в XVII веке и была занесена из иранского города Решта .
Первоначальный колорит вальтрапа – давно забыт, ведь с лицевой стороны его сукно, шнуры и нити вышивки сильно выгорели. Сейчас трудно себе представить, что когда-то он был ещё ярче: бледно-жёлтое сукно было ярко-лимонным, болотный фон полосы растительного орнамента – чёрным, а болотного цвета листья – изумрудно-зелёными.
Сукно вальтрапа было сильно побито молью, имелись многочисленные утраты целых фрагментов. Интересно, что личинки моли «предпочитали» неокрашенное сукно, а также желтых, красных и синих тонов, не тронув находящееся рядом чёрное и зелёное сукно. В Азербайджане во второй половине XIX века помимо шерстяных тканей местного производства, окрашенных естественными растительными красителями, также использовались и привозные ткани, возможно, окрашенные синтетическими анилиновыми красителями, которые уже были изобретены в Европе в это время. Анилиновые, вредные для здоровья красители, видимо, и пришлись моли так сказать «не по вкусу».
Шёлковые нити вышивки и шнуры местами посеклись и оторвались от суконной основы. На синей льняной подкладке – потёртости, подкладка в одном месте отрывалась от основы.
Вальтрап впервые реставрировался Меркуловой И.Ю. в 2014 г. для выставки в г. Казани. В связи с кратчайшими сроками, отведёнными на реставрацию, тогда было выполнено:
укрепление иглой с шёлковой нитью отрывающихся нитей вышивки, шнуров и подкладки вальтрапа,
фрагментарное дублирование иглой (пришивание) в местах наиболее крупных утрат на новое основание с восполнением утрат цветным сукном и укреплением их краёв.
В 2019 г. работы по восполнению утрат на вальтрапе разноцветным сукном реставратором по тканям Меркуловой И.Ю. были продолжены.
К сожалению, из-за недостатка времени и материала полностью восполнить утраты на данном этапе реставрации также невозможно. Однако в результате проведённых работ этому интереснейшему памятнику декоративно-прикладного искусства придан экспозиционный вид и теперь он представлен на выставке: «Каретная галерея князей Юсуповых».
Поделиться: