Коллекция декоративно-прикладного искусства Музея-усадьбы «Архангельское» разнообразна по составу и назначению предметов: мебель и кареты, светильники и часы, фарфоровая и оловянная посуда, декоративные настольные украшения и каминные приборы, старинные пушки и изящные туалетные принадлежности, шпалеры, ковры, коллекция обивочных тканей, образцы дворянского и народного костюма.

Широко разнообразие материалов и техник, из которых сделана мебель и рамы, с помощью которых украшены изделия декоративно-прикладного искусства: различные породы дерева в сочетании с резьбой, позолотой, инкрустацией и росписью. Металл литой и кованый, серебро и медные сплавы, декорированные позолотой и благородной патиной; резной цветной камень использованы в конструкции и украшении осветительных приборов и каминных часов. Керамика разных видов: фарфор, фаянс, майолика, гончарные изделия; а также олово и стекло – главные материалы, из которых изготовлена старинная посуда из княжеской буфетной. Кожа, ткани; папье-маше, дерево и латунь использованы мастерами каретных дел при создании старинных экипажей.

В основу коллекции положено собрание предметов обстановки, посуда, бытовая утварь, а также разные декоративные предметы, которые сохранились в большом доме и других постройках усадьбы от бывших владельцев, князей Юсуповых. В музейное время, начиная с 1920-х годов, собрание пополнялось за счет поступлений из Гос. Музейного фонда, передачи предметов из расформированного музея-усадьбы Никольское-Урюпино, а также в результате обменов с Государственным музеем керамики в 1920-30-е годы, Государственным историческим музеем в 1960-е годы, и более поздних приобретений 1970-е – 1980-е годов и 2000-х.




В Государственном музее-усадьбе «Архангельское» хранятся коллекции слепков с резных камней или гемм, изготовленные во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Рельефные оттиски из белой гипсовой и красной серной массы в картонной окантовке с позолоченным краем подобраны по хронологическому и тематическому признаку и размещены на выдвижных планшетах в футлярах, стилизованных под книжные фолианты. Общее число слепков насчитывает около 6000 предметов и включает в себя воспроизведения с античных резных камней, а также с гемм, созданных в XVIII веке, которые находятся в различных музеях и частных собраниях Европы и России.

Подобные систематизированные коллекции слепков с резных камней появились в XVIII веке и получили название «дактилиотека». В древности так обозначали «ларчик» или «шкатулку для хранения перстней» (в переводе с греческого Δακτυλιος -- «перстень» и θήκη -- «хранилище, ларец»). Это название было заимствовано древними римлянами у греков и закрепилось за появившимися в то время коллекциями драгоценных камней и гемм. Впоследствии название распространилось также и на собрание слепков с резных камней. Коллекции слепков были снабжены специальными каталогами, в которых в соответствии с научными знаниями того времени более или менее подробно описывались геммы и давалась дополнительная информация о представленных на них темах и сюжетах. «Дактилиотеки» приобретали университеты и другие учебные заведения, а также частные коллекционеры. Они служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения античности.

В собрании князя Н.Б. Юсупова - старшего также находились коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке. Среди них «Дактилиотека» Филиппа Даниэля Липперта, переизданная в 1805 г. дрезденским мастером Готтлибом Беньямином Рабенштайном. Она включает в себя 3150 слепков, выполненных из белой гипсовой массы. Оттиски закреплены в определенной последовательности на плоских выдвижных планшетах, которые помещены в 3 деревянных футляра, сделанных в виде больших книг и обтянутых кожей с золотым тиснением. На корешках каждого футляра есть надпись золотыми буквами на немецком языке: «LIPPERTS / DACTYLIOTHEK / neu herausgegeben von / G.B. RABENSTEIN» («Дактилиотека Липперта новое издание Г.Б. Рабенштайна»).

Слепки из красной серы также располагались на выдвижных планшетах в двух подобных футляра. На корешке одного из них надпись на французском языке: «EMPREINTES EN / SOUFRE DE PIERRES / GRAVEES / ANC. ET MOD.» («Оттиски в сере резных камней античных и современных»). На корешке другого: «COLLECTION / D`EMPREINTES / DE PIERRES / GRAVEES» («Коллекция оттисков резных камней»). Коллекции слепков в красной сере сохранилась не полностью. Общее число оттисков составляет в настоящее время около 2800 единиц. Самой многочисленной из них является «Кабинет слепков» (сохранилось около 1180 предметов), созданный в лондонской мастерской шотландского скульптора Джеймса Тасси. На оборотной стороне картонной окантовки каждого слепка имеются надписи на французском языке с описанием того, что на них изображено. В настоящее время слепки с резных камней из собрания Архангельского можно увидеть на различных выставках, посвящённых истории музея-усадьбы, её владельцам и коллекциям.