В начале ХХ столетия юсуповская коллекция, одна из крупнейших в Петербурге, насчитывала более 3000 рисунков и гравюр. В результате национализации большая ее часть оказалась в Государственном Эрмитаже и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Коллекция графики в музее-усадьбе «Архангельское» включает миниатюры, рисунки, архитектурные проекты, гравюры русских и западноевропейских мастеров XVI-XX вв. Среди миниатюр преобладают портреты: не позднее 1763 г. Ж. де Сомсуа запечатлел юного Н.Б. Юсупова; в середине XIX в. Э.П. Рокштуль создал серию изображений представителей юсуповского рода. Важной счастью графической коллекции являются рисунки европейских мастеров как приобретавшиеся Юсуповыми, так и поступившие в музей из усадеб Остафьево, Никольское-Уюпино, Останкино, из Государственного Исторического музея и др. В музее хранится единственный рисунок Д.Д.Тьеполо с экзотическим сюжетом – «Восточный пейзаж с верблюдами», отдельные листы с эскизами известных художников-декораторов Д. Валериани, Ф. Бибиены (предположительно), Г. Фуэнтиса и других мастеров XVIII - начала XIX вв. Два эскиза П. ди Готтардо Гонзага раскрывают замысел декораций для театра в Архангельском. Работы известных немецких мастеров И. Барду и А. Молинари представляют портретную галерею князей Голицыных. Панорамные пейзажи Архангельского П. Свиньина и А. Корина, между которыми целое столетие, сохраняют неповторимый облик знаменитой усадьбы.

Исторический интерес представляют рисунки кадетов Сухопутного шляхетского корпуса, который в середине XVIII в. возглавлял отец Н.Б. Юсупова князь Борис Григорьевич. Необыкновенно трогательны детские рисунки самого князя Н.Б. Юсупова и его сестер – Елизаветы, Анны Александры.

Основную часть графического собрания составляет архитектурная графика: листы, выполненные западноевропейскими мастерами, работавшими в России, и российскими архитекторами XVIII-ХХ вв. Исключительную ценность представляют чертежи Большого дома, заказанные Н.А. Голицыным в Париже архитектору Герну, проекты Д. Тромбаро и, предположительно, Ф. Петтонди, Е.Д. Тюрина, С.П. Мельникова. На более чем 100 листах представлены изображения различных построек усадьбы первой половины XIX в. Историю создания театра в усадьбе раскрывает ряд чертежей неизвестных архитекторов. Среди работ середины XIX в. – наброски архитекторов И. Монигетти и Л. Бонштедта.

Одним из крупнейших собраний в разделе графики является коллекция гравюры, представленная всеми жанрами: библейский сюжет и аллегорические композиции; портреты российских и европейских монархов; пейзажи и занимательные сценки из народной жизни; лубок и карикатура. Среди многочисленных листов с репродукционной гравюрой образцы оригинальных композиций А. Дюрера, Г. Гольциуса, Д. Вази, К. Висхера, Х.А. Вортмана. Офорты с видами итальянских городов исполнены Ф. Пиранези и Ж.Л. Депре, Д. Вольпатои Дж. Оттавиани, Р. Морена и другими мастерами. О музыкальных пристрастиях Н.Б. Юсупова-младшего повествуют литографированные портреты популярных в свое время композиторов, исполнителей и любителей музыки. Среди них листы, подписанные братьями Г. и И. Венявскими, К.Л. де Берьо, королем Баварии Людвигом I.


В Государственном музее-усадьбе «Архангельское» хранятся коллекции слепков с резных камней или гемм, изготовленные во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Рельефные оттиски из белой гипсовой и красной серной массы в картонной окантовке с позолоченным краем подобраны по хронологическому и тематическому признаку и размещены на выдвижных планшетах в футлярах, стилизованных под книжные фолианты. Общее число слепков насчитывает около 6000 предметов и включает в себя воспроизведения с античных резных камней, а также с гемм, созданных в XVIII веке, которые находятся в различных музеях и частных собраниях Европы и России.

Подобные систематизированные коллекции слепков с резных камней появились в XVIII веке и получили название «дактилиотека». В древности так обозначали «ларчик» или «шкатулку для хранения перстней» (в переводе с греческого Δακτυλιος -- «перстень» и θήκη -- «хранилище, ларец»). Это название было заимствовано древними римлянами у греков и закрепилось за появившимися в то время коллекциями драгоценных камней и гемм. Впоследствии название распространилось также и на собрание слепков с резных камней. Коллекции слепков были снабжены специальными каталогами, в которых в соответствии с научными знаниями того времени более или менее подробно описывались геммы и давалась дополнительная информация о представленных на них темах и сюжетах. «Дактилиотеки» приобретали университеты и другие учебные заведения, а также частные коллекционеры. Они служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения античности.

В собрании князя Н.Б. Юсупова - старшего также находились коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке. Среди них «Дактилиотека» Филиппа Даниэля Липперта, переизданная в 1805 г. дрезденским мастером Готтлибом Беньямином Рабенштайном. Она включает в себя 3150 слепков, выполненных из белой гипсовой массы. Оттиски закреплены в определенной последовательности на плоских выдвижных планшетах, которые помещены в 3 деревянных футляра, сделанных в виде больших книг и обтянутых кожей с золотым тиснением. На корешках каждого футляра есть надпись золотыми буквами на немецком языке: «LIPPERTS / DACTYLIOTHEK / neu herausgegeben von / G.B. RABENSTEIN» («Дактилиотека Липперта новое издание Г.Б. Рабенштайна»).

Слепки из красной серы также располагались на выдвижных планшетах в двух подобных футляра. На корешке одного из них надпись на французском языке: «EMPREINTES EN / SOUFRE DE PIERRES / GRAVEES / ANC. ET MOD.» («Оттиски в сере резных камней античных и современных»). На корешке другого: «COLLECTION / D`EMPREINTES / DE PIERRES / GRAVEES» («Коллекция оттисков резных камней»). Коллекции слепков в красной сере сохранилась не полностью. Общее число оттисков составляет в настоящее время около 2800 единиц. Самой многочисленной из них является «Кабинет слепков» (сохранилось около 1180 предметов), созданный в лондонской мастерской шотландского скульптора Джеймса Тасси. На оборотной стороне картонной окантовки каждого слепка имеются надписи на французском языке с описанием того, что на них изображено. В настоящее время слепки с резных камней из собрания Архангельского можно увидеть на различных выставках, посвящённых истории музея-усадьбы, её владельцам и коллекциям.