В коллекции керамики, которая насчитывает более 2000 предметов, представлены, фарфор, фаянс, майолика, изделия из глины.

Самое раннее произведение керамики, датируется IV веком до н.э. Это довольно редкий для собраний музеев-усадеб экспонат – южноиталийская лекана (плоская чашу с крышкой и с двумя горизонтальными ручками по бокам) с краснофигурной росписью /ил.1/.

В собрании хранятся образцы яркой красочной майолики из Италии XVI-XVII веков: Тарелка «Битва богов /Зевса/ с гигантами» XVI в. мастера из Урбино /ил. 2/ и венецианский аптечный сосуд – альбарелло.

Среди фарфоровых изделий Китая и Японии выделяются несколько редких по полноте комплектов декоративных ваз работы японских мастеров XVII – нач. XVIII века /ил. 3/. Интересны и привлекательны китайские кашпо и блюда первой половины XVIII века с росписью в стиле зеленого и розового семейства /ил. 4/.

Западноевропейский фарфор XVIII-XIX вв. представлен изделиями Мейсена, Вены /ил. 5/, Севра, частных заводов Парижа, Берлинской фарфоровой мануфактуры: Преимущественно это образцы чайно-кофейной посуды и предметы столовых сервизов, фарфоровые светильники, декоративные украшения и мелкая пластика.

Большую часть коллекции составляет Русская керамика. В этом разделе представлена посуда и скульптура частных керамических производств 18-19 вв. и предметы, произведенные на Императорском фарфоровом заводе. Внимания заслуживают изделия первого отечественного завода по производству керамической посуды – завода Гребенщикова (середина XVIII века).

Особый интерес представляет большая коллекция изделий из фарфора и фаянса, выполненная на заводе Н.Б. Юсупова в Архангельском (более 600 предметов). Весьма привлекательно и небольшое собрание фарфоровой пластики русских заводов середины и второй половины XIX века, сохранившее для нас облик исторических персонажей Западной Европы и русские народные типы XIX века.



В Государственном музее-усадьбе «Архангельское» хранятся коллекции слепков с резных камней или гемм, изготовленные во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Рельефные оттиски из белой гипсовой и красной серной массы в картонной окантовке с позолоченным краем подобраны по хронологическому и тематическому признаку и размещены на выдвижных планшетах в футлярах, стилизованных под книжные фолианты. Общее число слепков насчитывает около 6000 предметов и включает в себя воспроизведения с античных резных камней, а также с гемм, созданных в XVIII веке, которые находятся в различных музеях и частных собраниях Европы и России.

Подобные систематизированные коллекции слепков с резных камней появились в XVIII веке и получили название «дактилиотека». В древности так обозначали «ларчик» или «шкатулку для хранения перстней» (в переводе с греческого Δακτυλιος -- «перстень» и θήκη -- «хранилище, ларец»). Это название было заимствовано древними римлянами у греков и закрепилось за появившимися в то время коллекциями драгоценных камней и гемм. Впоследствии название распространилось также и на собрание слепков с резных камней. Коллекции слепков были снабжены специальными каталогами, в которых в соответствии с научными знаниями того времени более или менее подробно описывались геммы и давалась дополнительная информация о представленных на них темах и сюжетах. «Дактилиотеки» приобретали университеты и другие учебные заведения, а также частные коллекционеры. Они служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения античности.

В собрании князя Н.Б. Юсупова - старшего также находились коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке. Среди них «Дактилиотека» Филиппа Даниэля Липперта, переизданная в 1805 г. дрезденским мастером Готтлибом Беньямином Рабенштайном. Она включает в себя 3150 слепков, выполненных из белой гипсовой массы. Оттиски закреплены в определенной последовательности на плоских выдвижных планшетах, которые помещены в 3 деревянных футляра, сделанных в виде больших книг и обтянутых кожей с золотым тиснением. На корешках каждого футляра есть надпись золотыми буквами на немецком языке: «LIPPERTS / DACTYLIOTHEK / neu herausgegeben von / G.B. RABENSTEIN» («Дактилиотека Липперта новое издание Г.Б. Рабенштайна»).

Слепки из красной серы также располагались на выдвижных планшетах в двух подобных футляра. На корешке одного из них надпись на французском языке: «EMPREINTES EN / SOUFRE DE PIERRES / GRAVEES / ANC. ET MOD.» («Оттиски в сере резных камней античных и современных»). На корешке другого: «COLLECTION / D`EMPREINTES / DE PIERRES / GRAVEES» («Коллекция оттисков резных камней»). Коллекции слепков в красной сере сохранилась не полностью. Общее число оттисков составляет в настоящее время около 2800 единиц. Самой многочисленной из них является «Кабинет слепков» (сохранилось около 1180 предметов), созданный в лондонской мастерской шотландского скульптора Джеймса Тасси. На оборотной стороне картонной окантовки каждого слепка имеются надписи на французском языке с описанием того, что на них изображено. В настоящее время слепки с резных камней из собрания Архангельского можно увидеть на различных выставках, посвящённых истории музея-усадьбы, её владельцам и коллекциям.