Парадный дворянский кафтан. Франция или Россия ?

Кафтан от мужского парадного костюма поступил в музей-усадьбу «Архангельское» в 1930 г. из усадьбы «Остафьево» при ликвидации там музея и мог происходить из собрания или князей Вяземских или графов Шереметевых. В 1962 г. хранитель Л.И.Якунина определила, что кафтан — русской работы, 80-е годы XVIII в. Впоследствии хранителем О.М.Фроловой он был атрибутирован: Россия (?), последняя треть XVIII в. (ил. 1)

Кафтан сшит из коричневого полосатого шёлка, типичного для второй половины XVIII века. Он украшен аппликацией из тюля и вышивкой теневой гладью с «вливанием тонов» разноцветным шёлком в стиле рококо, которая составлена из букетиков с ирисами и маргаритками, листьев и трав (ил. 2).

Мужские парадные костюмы с похожими вышитыми кафтанами нередко встречаются в музеях и частных коллекциях нашей страны и за рубежом (ил 3).

Аналогичные вышивки из Государственного Эрмитажа датированы 1780-ми годами и традиционно считаются французской работой (ил. 4, 5).

Кафтан из точно такой же, как в музее «Архангельское» ткани с аналогичным рисунком вышивки, сделанной по одинаковой технологии, хранится в Государственном Историческом музее (инв. № 57128/Б-255) и атрибутирован: Западная Европа (?), вторая половина XVIII века.

Все костюмы сначала вышивали по рисунку на фабрике или в мастерской, а уже затем кроили и шили (ил.6).

Заготовки (отрезы, купоны) вышитой ткани для кафтанов привозились в Россию в 1750-80-х годах в большом количестве. Во Франции они назывались «habit a la disposition” (фр.- размещение, расположение платья), в России — «шитьё шёлковое на кафтан». Мода на французские парадные вышитые дворянские костюмы, которая в самой Франции завершилась в 1789 г. с началом Великой буржуазной революции, в России продолжалась до 1801 г. — восшествия на престол Александра I, так как император Павел, увидев в новой французской моде проявление вольнодумства и революционного духа, повелел запретить ношение «демократических» фраков, круглых шляп и других вещей.

Так где же был вышит кафтан из музея «Архангельского» во — Франции или России? «На взгляд» отличить французскую работу от русской практически не возможно. Если не известна история бытования предмета, то наиболее достоверный признак — наличие клейма изготовителя. И такое клеймо в форме стилизованного креста реставратор И.Ю.Меркулова обнаружила на изнанке ткани кафтана, под подкладкой, сзади, на подоле при его реставрации в 2005-2006 годах. В центре клейма — дробь, в числителе которой напечатано «ШЕЛКЪ», в знаменателе — год: 1793. В лопастях креста по кругу расположены буквы: САНК — ТПЕТ — ЕРБУ. Четвёртая лопасть креста была отрезана при раскрое (ил.7).

Это клеймо позволило И.Ю.Меркуловой атрибутировать кафтан как: Россия. Санкт-Петербург. 1793-1801. Шёлковая и золотошвейная фабрики Амвросия Барбазана (?) В конце XVIII века в Санкт-Петербурге работала только одна фабрика, где вышивали мундиры офицерам и «платье для господ мужское и женское золотое и серебреное с шелками разных цветов. Для производства золотошвейного дела нанимаются мастерицы поденно». Принадлежала она — Амвросию Барбазану, вероятно выходцу из Франции. Также он владел и шёлковой фабрикой, выпускавшей ткани, но, поскольку образцов клейм его фабрик найти не удалось, то принадлежность к ним ткани с вышивкой пока остаётся под знаком вопроса.

Кафтан долгое время интенсивно носился, неоднократно перекраивался и перешивался. Вероятно, когда он вышел из моды, — то использовался для карнавалов, домашнего театра, или был отдан донашивать прислуге. Сзади, по обе стороны от центрального разреза, ткань в складках была срезана и разрезы для ношения шпаги зашиты, обшлага рукавов переделаны на разрезные. Уже с конца 1760-х годов они делались небольшими, к 1790-м годам стали неразрезными, и пришивались к рукавам (ил 8).

Воротник-стойка был перешит в отложной. Стоячие воротники у кафтанов вошли в моду в 1782-83 годах, а в 1790-х годах они стали настолько высокими и неудобными, что упирались в шею (ил.9.)

Первоначальная подкладка, фрагмент которой при реставрации нашёлся внутри обшлага рукава, была сделана из зелёной шелковой тафты. Не ранее, чем во второй половине XIX века её заменили на светло-голубую, атласную. На новой подкладке были пятна и брызги краски. На тканях кафтана и подкладке имелись потёртости, сечения, разрывы и утраты.

В 1986 г. кафтан был передан для реставрации в ГЦХНРМ им. И.В.Грабаря, где частично распорот по швам, и в таком виде возвращён в музей. В ходе реставрации 2005-2006 годов в секторе реставрации музея-усадьбы «Архангельское» выполнены следующие виды работ:

  • выведение пятен органическими растворителями,

  • укрепление аппликации из тюля иглой с шёлковой нитью по периметру утрат,

  • фрагментарное дублирование (пришивание) тканей кафтана и подкладки на новое тонированное шёлковое основание с восполнением утрат и укреплением разрывов, сечений и краёв утрат иглой с газом (тонкой шёлковой нитью),

  • демонтаж (отпарывание) воротника и придание ему первоначального вида — стойкой, в соответствии с аналогами, с установкой для жёсткости прокладки из холста,

  • монтаж кафтана: пришивание подкладки (чтобы можно было увидеть клеймо — решено подкладку на подоле сзади в этом месте частично не пришивать), сшивание распоротых швов, обшлагов (по аналогам),

  • придание экспозиционного вида отпариванием на манекене.

В результате проведённых работ этому уникальному из-за имеющегося клейма памятнику декоративно-прикладного искусства придан экспозиционный вид, после чего он неоднократно выставлялся в музее-усадьбе «Архангельское» (ил.10).


Меркулова Ирина Юрьевна, художник-реставратор по тканям и бисеру I категории сектора реставрации музея-усадьбы «Архангельское».


Иллюстрации:



В Государственном музее-усадьбе «Архангельское» хранятся коллекции слепков с резных камней или гемм, изготовленные во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Рельефные оттиски из белой гипсовой и красной серной массы в картонной окантовке с позолоченным краем подобраны по хронологическому и тематическому признаку и размещены на выдвижных планшетах в футлярах, стилизованных под книжные фолианты. Общее число слепков насчитывает около 6000 предметов и включает в себя воспроизведения с античных резных камней, а также с гемм, созданных в XVIII веке, которые находятся в различных музеях и частных собраниях Европы и России.

Подобные систематизированные коллекции слепков с резных камней появились в XVIII веке и получили название «дактилиотека». В древности так обозначали «ларчик» или «шкатулку для хранения перстней» (в переводе с греческого Δακτυλιος -- «перстень» и θήκη -- «хранилище, ларец»). Это название было заимствовано древними римлянами у греков и закрепилось за появившимися в то время коллекциями драгоценных камней и гемм. Впоследствии название распространилось также и на собрание слепков с резных камней. Коллекции слепков были снабжены специальными каталогами, в которых в соответствии с научными знаниями того времени более или менее подробно описывались геммы и давалась дополнительная информация о представленных на них темах и сюжетах. «Дактилиотеки» приобретали университеты и другие учебные заведения, а также частные коллекционеры. Они служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения античности.

В собрании князя Н.Б. Юсупова - старшего также находились коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке. Среди них «Дактилиотека» Филиппа Даниэля Липперта, переизданная в 1805 г. дрезденским мастером Готтлибом Беньямином Рабенштайном. Она включает в себя 3150 слепков, выполненных из белой гипсовой массы. Оттиски закреплены в определенной последовательности на плоских выдвижных планшетах, которые помещены в 3 деревянных футляра, сделанных в виде больших книг и обтянутых кожей с золотым тиснением. На корешках каждого футляра есть надпись золотыми буквами на немецком языке: «LIPPERTS / DACTYLIOTHEK / neu herausgegeben von / G.B. RABENSTEIN» («Дактилиотека Липперта новое издание Г.Б. Рабенштайна»).

Слепки из красной серы также располагались на выдвижных планшетах в двух подобных футляра. На корешке одного из них надпись на французском языке: «EMPREINTES EN / SOUFRE DE PIERRES / GRAVEES / ANC. ET MOD.» («Оттиски в сере резных камней античных и современных»). На корешке другого: «COLLECTION / D`EMPREINTES / DE PIERRES / GRAVEES» («Коллекция оттисков резных камней»). Коллекции слепков в красной сере сохранилась не полностью. Общее число оттисков составляет в настоящее время около 2800 единиц. Самой многочисленной из них является «Кабинет слепков» (сохранилось около 1180 предметов), созданный в лондонской мастерской шотландского скульптора Джеймса Тасси. На оборотной стороне картонной окантовки каждого слепка имеются надписи на французском языке с описанием того, что на них изображено. В настоящее время слепки с резных камней из собрания Архангельского можно увидеть на различных выставках, посвящённых истории музея-усадьбы, её владельцам и коллекциям.