"Фонари—старины отголоски…

…Ажур из света и теней…"

Парадный вход в Большой дом усадьбы украшают четыре фонаря. Они были размещены в простенках над дверями при последних владельцах усадьбы. Фотографии конца XIX—начала ХХ века среди торжеств и повседневной жизни запечатлели и эти светильники, украшавшие вход в дневное время и освещавшие его в ночное.

Верх фонарей декорирован «короной» из листьев аканта, низ—пиниевой шишкой, тулово украшено ажурным орнаментом из растительных завитков, розеток и пальметт. При помощи серьги фонари повешены на кованые кронштейны.

Фонари с кронштейнами смотрятся настолько гармонично, что не сразу становятся заметны различия между ними: фонари отлиты из бронзы, кронштейны выкованы из железа. Фонари выполнены в эпоху неоклассицизма конца XIX века, их декор сух и строг, кронштейны - в последней четверти XVIII века: форма их образуется двумя S-образными завитками, по которым свободно вьётся виноградная лоза, уложены мягкими изгибами листья аканта, а конструктивные узлы скрыты лёгкими «юбочками» из лепестков и двумя розетками.

Столетие разделяет две составляющие одного предмета. Изначально на кронштейнах были закреплены или свечные, или масляные фонари. После появления электричества и нарастающего его внедрения в повседневный быт, в 1893 году в Архангельском была устроена собственная электростанция. Одни светильники начали приспосабливать под проводку и лампы накаливания, другие—заменять электрическими аналогами. Так на кронштейнах конца XVIII века были размещены электрические фонари.

Фонари прослужили почти столетие, от постоянного пребывания на улице их состояние сохранности неизменно ухудшалось. К началу нынешнего века предметы требовали срочной реставрации.

В 2008 году фонари с кронштейнами были переданы в мастерские «Центрреставрация» профессионалам своего дела, реставраторам по металлу—Сергею Николаевичу Уланову, Игорю Алексеевичу Балашову, Рите Петровне Галкиной. Предметы необходимо было очистить от загрязнений, демонтировать детали, расчистить поверхность до первоначального слоя, удалить доделки от предыдущих реставрационных работ, исправить деформации, восполнить утраты. Большой сложностью стало изготовление взамен утраченных новых стёкол нужной толщины и формы. Самые большие трудности вызвала реставрация кронштейнов: листья аканта и розетки были изъедены ржавчиной настолько, что их поверхность напоминала сито, отдельные фрагменты декоративных элементов были безвозвратно утрачены. Мастера предложили единственно возможное решение: восполнить утраченные фрагменты из листового металла по сохранившимся образцам с последующей механической отделкой, после чего детали растительного декора с обеих сторон покрыть полудой и спаять с новыми фрагментами с образованием изначальной формы элемента и сохранением необходимой прочности. В местах скопления влаги были сделаны специальные дренажные отверстия, после чего предметы покрыли консервационным составом и нанесли декоративное покрытие. Реставрационные работы заняли девять месяцев.

Благодаря реставраторам фасад Дворца (Большого дома), как и сто лет назад, украшают фонари, неизменно привлекая внимание изяществом деталей, оттеняя кружевом декора строгость и лаконичность архитектурных форм

В Государственном музее-усадьбе «Архангельское» хранятся коллекции слепков с резных камней или гемм, изготовленные во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Рельефные оттиски из белой гипсовой и красной серной массы в картонной окантовке с позолоченным краем подобраны по хронологическому и тематическому признаку и размещены на выдвижных планшетах в футлярах, стилизованных под книжные фолианты. Общее число слепков насчитывает около 6000 предметов и включает в себя воспроизведения с античных резных камней, а также с гемм, созданных в XVIII веке, которые находятся в различных музеях и частных собраниях Европы и России.

Подобные систематизированные коллекции слепков с резных камней появились в XVIII веке и получили название «дактилиотека». В древности так обозначали «ларчик» или «шкатулку для хранения перстней» (в переводе с греческого Δακτυλιος -- «перстень» и θήκη -- «хранилище, ларец»). Это название было заимствовано древними римлянами у греков и закрепилось за появившимися в то время коллекциями драгоценных камней и гемм. Впоследствии название распространилось также и на собрание слепков с резных камней. Коллекции слепков были снабжены специальными каталогами, в которых в соответствии с научными знаниями того времени более или менее подробно описывались геммы и давалась дополнительная информация о представленных на них темах и сюжетах. «Дактилиотеки» приобретали университеты и другие учебные заведения, а также частные коллекционеры. Они служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения античности.

В собрании князя Н.Б. Юсупова - старшего также находились коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке. Среди них «Дактилиотека» Филиппа Даниэля Липперта, переизданная в 1805 г. дрезденским мастером Готтлибом Беньямином Рабенштайном. Она включает в себя 3150 слепков, выполненных из белой гипсовой массы. Оттиски закреплены в определенной последовательности на плоских выдвижных планшетах, которые помещены в 3 деревянных футляра, сделанных в виде больших книг и обтянутых кожей с золотым тиснением. На корешках каждого футляра есть надпись золотыми буквами на немецком языке: «LIPPERTS / DACTYLIOTHEK / neu herausgegeben von / G.B. RABENSTEIN» («Дактилиотека Липперта новое издание Г.Б. Рабенштайна»).

Слепки из красной серы также располагались на выдвижных планшетах в двух подобных футляра. На корешке одного из них надпись на французском языке: «EMPREINTES EN / SOUFRE DE PIERRES / GRAVEES / ANC. ET MOD.» («Оттиски в сере резных камней античных и современных»). На корешке другого: «COLLECTION / D`EMPREINTES / DE PIERRES / GRAVEES» («Коллекция оттисков резных камней»). Коллекции слепков в красной сере сохранилась не полностью. Общее число оттисков составляет в настоящее время около 2800 единиц. Самой многочисленной из них является «Кабинет слепков» (сохранилось около 1180 предметов), созданный в лондонской мастерской шотландского скульптора Джеймса Тасси. На оборотной стороне картонной окантовки каждого слепка имеются надписи на французском языке с описанием того, что на них изображено. В настоящее время слепки с резных камней из собрания Архангельского можно увидеть на различных выставках, посвящённых истории музея-усадьбы, её владельцам и коллекциям.