Императорская аллея. Вид на Въездную арку Парадного двора.
Дворец. Вид со стороны Нижней террасы
Верхняя терраса
Нижняя терраса
Вид на террасы и Большой партер
Колонна в честь приезда в усадьбу Николая I.
Колонна в честь приезда в усадьбу Александра III.
Вид на террасы и Большой партер
Малый дворец "Каприз"
"Чайный домик"
Храм-памятник Екатерине II
Театр П. Гонзага
Памятник А.С.Пушкину
Памятник "Скорбь"
Розовый фонтан
Дом для приезжих
Храм-Усыпальница "Коллонада"
Конторский флигель
Кладовая над оврагом
Богадельня
Святые ворота
Дорога к храму Архангела Михаила
Храм Архангела-Михаила
Большой партер с санаторскими корпусами
Для просмотра фотографии объекта наведите курсор на номер объекта и нажмите левую кнопку

СХЕМА ПАРКОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ

В регулярном парке – на Верхней и Нижней террасах, по сторонам Большого партера, в боскетах, на Пушкинской аллее – в соответствии с историческим расположением установлены мраморные изваяния, выполненные с античных раритетов во второй половине XVIII– первой половине XIX вв., и произведения мастеров эпохи барокко и классицизма. Оригинальные фонтанные группы хранятся в фондах музея.

Скульптуры

Схема парковой скульптуры (pdf).

Прогулка по парку Музея-усадьбы «Архангельское». Маршрут № 1.

Начните прогулку со знакомства с дворцово-парковым ансамблем, расположенным в парадной части усадьбы. 

254147422_642626417119498_175848588924445730_n.jpg

Здесь Вы погружаетесь в европейскую историю эпохи Просвещения, о которой напоминают итальянские террасы и английских пейзажный парк, созданные в конце XVIII в. Маршрут проходит с западной стороны дворцового комплекса, мимо придворцовой колоннады. Поверните налево и подойдите к балюстраде нижней террасы, чтобы увидеть дворец и украшение террас. 

1. Верхняя терраса — квадрат со стороной 70 м, точно соответствует длине фасада дворца. Вместо белой линии придворцовой колоннады, мимо которой пролегал наш путь, по той же оси тянутся двухсотлетние лиственницы являясь продолжением мраморных колонн. Это позволяет оценить величие замысла архитектора, ведь на плане 1829 г. деревья всего 40 см высотой.  Партер Верхней террасы делится дорожкой на два симметричных прямоугольника, в центре которых помещены двуфигурные композиции: с восточной стороны «Геркулес и Антей»; с западной – царь Спарты Менелай, с телом убитого под Троей Патрокла. 

2. Спуститесь вниз к Нижней террасе. На ее балюстраде расположены бюсты античных героев, философов, императоров и полководцев. Оказавшись между Юлием Цезарем и Октавианом Августом, насладитесь четким осевым построением комплекса, симметричным расположением газонов и аллей, гармонией французского сада, к которому спускается двухмаршевая лестница.

3. Здесь мы оказываемся у входа в грот со статуей Венеры Медицейской. Террасы и большой партер делят парк на западную и восточную части.  Строгая планировка каждой из них постепенно переходит в свободный пейзаж.  

4. Вот и третий, самый таинственный – английский пейзажный парк, посаженный в конце XVIII в. Западная часть парка богата архитектурными памятниками. По пути одна за другой открываются длинные прямые аллеи, идущие параллельно партеру. 

5. Своеобразный ансамбль составляют вписанные в отдельный боскет малый дворец «Каприз» и небольшой павильон «Чайный домик», сооруженные в конце XVIII в.

Мы вернулись во французский сад.


Прогулка по парку Музея-усадьбы «Архангельское». Маршрут № 2. (со стороны поселка Архангельское)
Архангельское стоит на трех оврагах, два из них находятся в старой части усадьбы, а третий вдоль нынешнего Ильинского шоссе. 

photo_2021-11-27_11-41-16.jpg

1. Наша прогулка начнется от старейшей из сохранившихся построек – храма Архангела Михаила. Пройдем также по самой старой дороге — липовой аллее. 
2. Выйдя под Святыми воротами, созданными в начале XIX века, слева видим Кладовую над оврагом, построенную при Н. А. Голицыне. В начале XIX века, при Н. Б. Юсупове, она была перестроена архитектором О. И. Бове. Нижний этаж каменный – для «сдерживания» осыпания земли в овраге, два верхние – деревянные. Справа видим здание Конторского флигеля, также построенное при Голицыне и перестроенное в 1822 году Е. Д. Тюриным. Между постройками прослеживается «круг», очерченный липами. В XIX веке, во время церковных праздников, в его центре в специальном бассейне освящали воду.
3. Спускаемся в ближайший овраг. Это участок пейзажного парка появился в XVIII веке. Отсюда просматривается башенка глинобитной церковной ограды и создается впечатление, что мы в игрушечном городке. Такие башенки были на всех постройках этой части усадьбы, это дань моде времени. Необычно выглядит «обелиск» Храма-усыпальницы — это воздуховод. Продолжаем путь по дорожке оврага до пересечения с еще одной, проложенной по руслу пересохшего ручья. Она выведет к каменному мостику середины XIX века. Тогда это была дорога водовоза, снабжавшего усадьбу водой из Москвы-реки.  
4. Поднимаемся по оврагу, под мостиком выходим к границе между бывшей хозяйственной и парадной частями усадьбы. Справа видны воссозданные оранжерейные флигели, которые существовали здесь с 1828 по 1832 год. Оранжереи позже разобрали, а растения продали в Московский университет
5. Обернувшись, видим единственную сохранившуюся постройку бывшего Житного двора – «Дом для приезжающих» 1830 года. Позднее она сдавалась под дачи и действительно имела номер 7. Сейчас здесь ресторан с одноименным названием. 
6. Путь лежит к последней по времени создания регулярного парка аллее – Пушкинской, которая замыкает французский сад с восточной стороны в 1903 году. 


Скульптуры Верхней Террасы и лестницы Верхней Террасы

Скульптуры (слева).jpg

№7 - Юпитер. Герма
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
183 х 80 х 50 см
№15 - Геркулес и Антей
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
200 х 80 х 50 см
№16 - Аполлон. Герма
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
210 х 70 х 45 см
Юпитер_ПС__44.jpg     Геркулес и Антей_ПС__50.jpg  
  Аполлон_ПС__18.jpg

№7 – Юпитер (римск.; греч.-Зевс) – властитель богов и людей, бог неба. «Двенадцать мраморных кариатидов» были приобретены в 1823 году Николаем Борисовичем Юсуповым у «торговца антикварных и художественных вещей итальянца» Осипа Карловича Негри за 6 тысяч рублей ассигнациями и занесены в «Опись Разным вещам, имеющимся в Архангельском Доме, в Галерее, в Капризе и во флигелях», как «кариатиды белого мрамора». Первоначально в 1820-е годы они располагались в саду при Капризе. В 1843 году при сыне екатерининского вельможи десять герм были перенесены на Верхнюю террасу, где они и находятся в настоящее время. Важно отметить, что места для их установки определял сам Борис Николаевич – «по назначенным Его сиятельством местам».
№15 – Величайший герой античности Геркулес (римск.; греч.-Геракл) совершил множество подвигов, находясь на службе у царя Арголиды Эврисфея. Самым трудным из них был последний. Геркулес должен был достать золотые яблоки из сада Гесперид. По пути он встретил великана Антея, который потребовал, чтобы Геркулес с ним боролся. Никто не мог победить Антея в единоборстве. Силы он черпал от прикосновения к земле, своей матери богине Гее. Но стоило только оторвать великана от земли, как силы его исчезали. Скульптурная композиция изображает кульминационный момент борьбы. Геркулес приподнял Антея обеими руками от земли и держит перед собой. Антей пытается освободиться, откинув голову и упираясь из последних сил руками. В каждом движении фигур чувствуется сильное напряжение и накал борьбы.

№21 - Минерва. Герма
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
186 х 80 х 44 см
№29 - Церера. Статуя
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
145 х 60 х 35 см
№30 - Венера с голубками
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
165 х 65 х 45 см
Минерва_ПС__52.JPG     Церера_ПС__27.jpg     Венера с голубками_ПС__32.JPG

№30 В Древнем Риме голубки Венеры (№30), которые свили себе гнездо в опрокинутом шлеме Марса, считались символом мира. Венера – богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы.

Скульптуры Подпорной стены и лестницы Нижней Террасы

Скульптуры (слева) (2).jpg

Скульптуры (справа) (2).jpg

№49 - Гай Юлий Цезарь. Бюст
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
80 х 68 х 40 см
№50 - Август. Бюст
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
88 х 66 х 35 см
№51 - Плодородие. Статуя
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
188 х 65 х 35 см
№ 54 - Минерва. Герма
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
190 х 70 х 40 см
Цезарь_ПС__86 (1).JPG     Август_ПС__87 (1).JPG     Плодородие_ПС__88.JPG  
  Минерва_ПС__122.jpg

№49 – Гай Юлий Цезарь (12 июля 100 г. до н. э. – 15 марта 44 г до н. э.) – древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Первый римлянин, получивший право выпускать монеты со своим изображением, как это делали греческие цари. Это действительно полководец, который «пришел, увидел, победил», решительно перешел Рубикон (49 г. до н.э.), одержал четыре победы (над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой). В честь Юлия Цезаря месяц квинтилис был переименован в июль.Гай Юлий Цезарь (12 июля 100 г. до н. э. – 15 марта 44 г до н. э.) – древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Первый римлянин, получивший право выпускать монеты со своим изображением, как это делали греческие цари. Это действительно полководец, который «пришел, увидел, победил», решительно перешел Рубикон (49 г. до н.э.), одержал четыре победы (над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой). В честь Юлия Цезаря месяц квинтилис был переименован в июль.
№50 – «Я принял Рим кирпичным, а оставляю его мраморным…» Октавиан Август (63 год до н. э. – 14 год н. э.) – древнеримский политический деятель, первый римский император, великий понтифик; получил почётный титул «Отец отечества». С 30 г. до н. э. до смерти он единолично управлял государством, открыв новый период в истории Рима – эпоху Римской империи. Сенат объявил Августа принцепсом и присвоил ему почетное наименование Август (лат. «возвеличенный»), ранее употреблявшееся лишь в качестве обращения к божествам. После смерти официально причислен к богам.
№51 – Фигура женщины в рост, в длинной тунике, перетянутой в талии пояском. Левой рукой опирается на рог изобилия с фруктами. Главный атрибут этой аллегории – рог изобилия, наполненный гроздями винограда и другими плодами, прославляет щедрость обильной природы, приносящей богатые урожаи, здоровых, полных сил жизнерадостных людей. Покровительница сил природы, благодетельница землепашцев и садоводов.

№61(а) - Демокрит. Бюст
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
70 х 59 х 25 см
№62(а) - Церера. Бюст
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
70 х 68 х 35 см
№65(а) - Гераклит Эфесский. Бюст
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
73 х 64 х 30 см
Демокрит__ПС__67_1.JPG     Церера_ПС__74.JPG     Гераклит Эфесский_ПС__69.JPG

№65(а)Гераклит Эфесский (544–483 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей. Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется» (др.-греч. Πάντα ῥεῖ καὶ οὐδὲν μένει, лат. Omnia fluunt, omnia mutantur).

 №69 - Африка. Статуя
Середина XIX века
Неизвестный скульптор
Мрамор
145 х 60 х 40 см
№70 - Европа. Статуя
Середина XIX века
Неизвестный скульптор.
Мрамор
145 х 60 х 40 см
№73 - Азия. Статуя
Середина XIX века
Неизвестный скульптор
Мрамор
145 х 60 х 40 см
№74 - Америка. Статуя
Середина XIX века
Неизвестный скульптор
Мрамор
145 х 60 х 40 см
Африка_ПС__117.jpg     Европа_ПС__118.jpg     Азия_ПС__125.jpg   Америка_ПС__126.jpg

№76(б) - Нерон. Бюст
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
80 х 70 х 35 см
№77(б) - "Старик в плаще"
(Зима). Бюст
Конец XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
75 х 70 х 34 см
№83(б) - Аристипп. Бюст
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
70 х 64 х 25 см
№84(а) - Аполлон. Бюст
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
79 х 56 х 20 см
Нерон_ПС__95.jpg     Зима_ПС__91.JPG  
  Аристипп_ПС__75.JPG     Аполлон_ПС__100.JPG

№76(б) – Нерон (лат. Nerō Claudius Caesar Augustus Germanicus), 15 декабря 37 – 9 июня 68 г., с 50 г. по 54 г. – Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, наиболее известен под именем Нерон, – римский император c 13 октября 54 года. Со смертью Нерона прекращается династия Юлиев-Клавдиев. Полный титул к моменту смерти: император Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, великий понтифик, наделён властью трибуна 14 раз, властью императора 13 раз, пятикратный консул, отец отечества.
№83(б) – В 1830 году Пушкин опубликовал "Послание к К. Н.Б.Ю", начинавшееся так:
От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я...
Аристипп (Aristippos, из Кирены, ок. 435 – после 366 г. до н. э.) – «Отец» учения гедонизма – системы убеждений, принципов и ценностей человека, определяющих высшей своей жизненной миссией получение ежесекундного наслаждения, был учеником Сократа.

№85 (а) - Александр Македонский.
Бюст
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
74 х 65 х 20 см
№86(б) - Тезей. Бюст
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
75 х 62 х 25 см
№135 - Венера Медичи (Медицейская)
Начало XIX века
Неизвестный скульптор
168 х 40 х 35 см
Александр_Македонский_ПС__109.JPG   Тезей_ПС__111.JPG     Венера Медичи_ПС__169.JPG

№85(а) – Образ Александра Македонского, героя, объединившего при своем тринадцатилетнем правлении (336–323 гг. до н. э.) Восток и Запад, занимает уникальное место в мировой культуре: ни один другой исторический деятель не становился объектом столь пристального внимания со стороны деятелей искусства и науки, героем столь многих произведений. Полководец, изменивший мир и построивший одну из величайших империй, прожил всего 32 года. Одним из учителей Александра Македонского был философ Аристотель. Благодаря занятиям с Аристотелем, будущий завоеватель на всю жизнь увлёкся медициной, философией и литературой. Образ Александра в мраморе передают работы неизвестных мастеров конца XVIII – начала XIX вв., выполненные по сохранившимся античным копиям произведений скульптора Лисиппа.
№86(б) – Тезей – в древнегреческой мифологии сын афинского царя Эгея (или бога Посейдона) и Эфры, царь Афин. Самых известных героев Древней Греции, которых знают даже дети, можно легко сосчитать по пальцам одной руки, однако их подвиги стали поистине легендарными. Одним из таких людей считался Тесей, знаменитый афинский воин, на счету которого сложное и крайне опасное путешествие в Лабиринте и сражение с Минотавром.
№135  Венера (римск.; греч. – Афродита) – богиня любви изображена в мимолётной позе испуга при появлении из морской воды. Особенность статуи в том, что у ног Венеры изображён (в качестве дополнительной опоры) дельфин. Статуя была обнаружена в Риме недалеко от терм Траяна, в винограднике епископа Витербо, и стала частью его коллекции. В 1566 г. ее приобрел герцог Альфонсо д’Эсте. В 1575 г. статуя была продана великому герцогу Тосканы Фердинанду Медичи, который пополнил ею свою коллекцию античной скульптуры на вилле Медичи в Риме, где она находилась около 100 лет. Попав в коллекцию богатейшего семейства Италии, статуя получила свое условное название по фамилии владельца. В 1677 г. ее вместе с другими шедеврами перевезли во Флоренцию. Эти работы были выставлены в Трибуне, самом статусном помещении галерей Уффици. Венера Медичи стала символом флорентийского музея. В 1802 г. Наполеон распорядился перевезти статую в Париж, где она находилась до 1816 г., после чего была возвращена во Флоренцию. В Архангельском – копия начала XIX века с античного оригинала Венеры из коллекции Уффици.

Скульптуры Партера

Скульптуры (партер) .jpg
№ 113 - Церера. Статуя
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
145 х 65 х 45 см
№119 - Зима. Статуя
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
140 х 68 х 40 см
№120 - Вертумн. Статуя
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
140 х 60 х 40 см
Церера_ПС__139.JPG     Зима_ПС__148.JPG     Вертумн_ПС__146.JPG

№113 – Церера – римская богиня, греки называли ее Деметрой, что означает «мать-земля». Церера олицетворяла собой земное плодородие – своей властью она заставляла Землю давать жизнь плодам и считалась покровительницей хлебных злаков. Милостивая и благодатная богиня не только заботилась о злаках, но и старалась улучшить жизнь людей: научила пахать землю, засевать поля, покровительствовала бракам и оседлому образу жизни. Фигура богини задрапирована свободно лежащими складками одежды, рукой она прижимает к себе хлебные колосья как напоминание о созревании хлебов и жатве в середине лета, на бюсте колосья (узнаваемый атрибут) украшают прическу. Мраморные изваяния украшают разные уголки регулярного сада, занимая исторически выверенные места: балюстраду верхней террасы, западную сторону подпорной стены, являясь парной к бюсту Фабия Максима, и западную сторону Партера (парная к статуе Флора).
№120 – Вертумн – римский бог регулярного чередования времен года, круговорота природы, покровитель овощей и фруктов. Он мог менять свой облик и поэтому считался богом всяческих перемен (в течении рек, в настроении людей).

№122 - Марк Антоний. Бюст
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор.
Мрамор
64 х 58 х 30 см
№123 - Зима. Статуя
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
145 х 60 х 40 см
№124 - Зима. Статуя
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
145 х 38 х 40 см
№125 - Клеомен. Бюст
Вторая половина XVIII века
Неизвестный скульптор
Мрамор
74 х 64 х 26 см
 Антоний_ПС__149.JPG     Зима_ПС__137.JPG     Зима_ПС__135.JPG     Клеомен_ПС__147.JPG


№122 Марк Антоний (Marcus Antonius) (ок. 83–30 г. до н.э.), знаменитый римский политический деятель и полководец, консул, член триумвирата, друг и доверенное лицо Цезаря.
Получив в управление восточные области римской державы, Марк Антоний жил в роскоши, подобно греческим царям. На Востоке он познакомился с египетской царицей Клеопатрой VII, в которую влюбился, провозгласив ее «Царицей царей».
Яркий роман Марка Антония и Клеопатры, длившийся 10 лет, стал одним из самых знаменитых в истории, послужив источником множества романтических легенд, долгое время вдохновлявших поэтов и художников. Масштаб личностей этих людей сделал их героями многих литературных произведений и ключевыми объектами памятников искусства в живописи, скульптуре, а также глиптике – искусстве резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.
В собрании музея-усадьбы Архангельское имеются два монументальных полотна Джованни Баттиста Тьеполо «Пир Клеопатры» и «Встреча Антония и Клеопатры», приобретенные князем Н.Б. Юсуповым в 1800 году в Петербурге.
Клеомен – имя нескольких спартанских царей. Наиболее известен Клеомен III (260-219 гг. до н.э.), стал царем Спарты в 25-летнем возрасте.
№125 – Клеомен провёл военные и социальные реформы: были отменины обязательства по долгам, уничтожены эфоры (выборные должностные лица), выделил спартанцам земли, дал гражданские права периэкам (горным жителям) и иностранцам, освободил и вооружил крепостных и рабов (илотов). В результате реформ Клеомен усилил своё могущество, вернул Спарте главенствующую роль на Пелопоннесе (полуостров, отрезанный перешейком от материковой Греции).
Клеомен стал последним отважным и талантливым спартанским правителем. Он попытался возродить могущество древней Спартанской державы, но потерпел сокрушительное поражение в битве при Селассии в 222 году до н.э. Царю удалось выжить в сече и живым, в сопровождении нескольких преданных ему воинов вернуться невредимым в Спарту. Он был вынужден бежать в Гитий - малозначительный город в Греции, а затем отплыть в Александрию Египетскую.

Скульптуры западного и восточного фасадов Дворца

Скульптуры (Дворец).jpg