В 1838 году писатель и любитель искусств, генерал А.А. Писарев писал об Архангельском:«…Настоящая италианская вилла! Строение огромное, каменное, в два этажа, лучшей италианской архитектуры, с передним двором, обнесенным портиками; задняя сторона дома [обращена] в сад, на террасу, с которой идет уступами до самой Москвы-реки. Терраса эта (terrasse, sterrato) обставлена множеством мраморных статуй, ваз, бюстов, и все они изящной италианской работы…Ну, право, в этой мраморной толпе забудешься и по привычке скажешь какой-нибудь мраморной фигуре: посторонись!»


До настоящего времени эта крупнейшая в России коллекция декоративной мраморной скульптуры не утратила своей привлекательности. Парковая скульптуры организует пространство, заданное планировкой парка, наряду со стриженой зеленью, фонтанами и малыми формами архитектуры. Произведения из мрамора объединены в разных участках парка в группы и сопоставимы по размерам, формам, жанрам, а главное подчинены законам симметрии.


Состав и расположение мраморов выверены по историческим документам, что позволяет оценить масштаб и красоту замысла, не нарушенного ни потомками князя Н.Б. Юсупова, нисобытиямиXXв. Скульптурное собрание насчитывает свыше 200 изваяний: барочные фигуры античных богов, портретные бюсты древних полководцев, государственных деятелей и философов, многофигурные композиции, анималистические произведения, гермы, вазы, фонтаны, мраморные скамьи и памятные колонны. Следует отметить, что собрания мраморных портретных изображений, анималистических фигур и ваз были и остаются самыми значительными в России.


Скульптуры отличаются техникой и манерой исполнения, выполнены во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. в Италии, а также в мастерских работавших в России итальянских скульпторов (Сильвестра Пенно, братьев Трискорни) и русских ваятелей. Среди реплик с античных подлинников можно отметить «Венеру Медицейскую», «Геракла» и «Флору» Фарнезе, «Менелая с телом Патрокла» (все оригиналы находятся во Флоренции). Группа «Геркулес и Антей» восходит к работе итальянского мастера XVII в. С.Мадерно.


                    Венера Медичи (Медицейская)       Геркулес и Флора Фарнезе       Менелай с телом Патрокла      Геркулес и Антей



Интересны мемориальные сооружения: две памятные колонны в честь приезда в Архангельское императоров Александра I в 1816 году (мастерская Сельвестра Пенно, установлена в 1817 году), Николая I в 1826 году (мастерская Сантино Кампиони, сооружена в 1827 году). В конце 1880-х третьей мемориальной колонной был отмечен приезд императора Александра III.


                  Колонна Николаю I           Колонна Александру I          олонна Александру III



В западной части пейзажного парк размещен храм-памятник Екатерины II. В глубине павильона, спроектированного в 1819 году архитектором Евграфом Тюриным как подобие античного храма, на пьедестале располагается бронзовая статуя Екатерины II в образе богини правосудия Фемиды. За образец взято мраморное изображение императрицы, исполненное прославленным скульптором Михаилом Ивановичем Козловским (1753–1802) (Русский музей, Санкт-Петербург). С оригинала был снят гипсовый слепок, а затем с незначительными изменениями отлит бронзовый памятник. Работы велись в мастерской С.П. Кампиони в 1825–1826 гг. Аллегорическая фигура прославляет добродетели мудрой правительницы. Богиня-императрица величественно восседает с атрибутами Власти и Правосудия: голова увенчана лавровым венком и диадемой, в одной руке Весы Судьбы – символ справедливости (утрачены), другой она указывает на лежащий у ног Карающий Меч, вложенный в свиток законов.


                                                                       Екатерина II в образе Фемиды



 В начале XX столетия, в I902 году, потомками Николая Борисовича Юсупова в память о посещении Пушкиным усадьбы Архангельское создается аллея в западной части парка, получившая в дальнейшем название Пушкинской, где на постаментах из розового кварцита установлены беломраморные бюсты античных богов и философов. По воле последних владельцев поместья княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой графини Сумароковой-Эльстон и ее супруга заказ на изготовление памятника был выполнен на фабрике мраморных и гранитных работ М.Д. Кутырина (1855-1923), одной из крупнейших в Москве.


В августе I902 года М.Д. Кутырин отправил князю Феликсу Феликсовичу Юсупову-старшему смету с расценками на скульптурные работы. Изготовленный по заказу мраморный памятник представляет собой бюст поэта на высоком прямоугольном постаменте. У цоколя помещены мраморный венок из ветвей лавра, дуба и пальмовая ветвь. На постаменте с четырех сторон высечены строфы из Послания "К вельможе".


                                                        Памятник А.С.Пушкину


Традиционными украшения дворцово-парковых ансамблей являются фонтаны. В Архангельском сохранились три фонтана со скульптурными группами, относящиеся к XIX столетию. На одной из картин 1866 года, где запечатлён приезд в усадьбу императора Александра II с супругой Марией Александровной, видна фонтанная группа со сверкающими струями воды.


Музей проделал большую работу по возрождению фонтанов. Посетители могут любоваться оживленными фонтанами во всем их блескепри помощи современных технических решений. В целях сохранности подлинные фонтанные мраморные скульптурные группы хранятся в фондах музея.


                               Амуры с дельфинами   Амур с лебедем


Парковая скульптура сопровождает посетителей во всех уголках дворцово-паркового ансамбля, образуя неповторимый усадебный музей под открытым небом.



                                Скульптуры






В Государственном музее-усадьбе «Архангельское» хранятся коллекции слепков с резных камней или гемм, изготовленные во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Рельефные оттиски из белой гипсовой и красной серной массы в картонной окантовке с позолоченным краем подобраны по хронологическому и тематическому признаку и размещены на выдвижных планшетах в футлярах, стилизованных под книжные фолианты. Общее число слепков насчитывает около 6000 предметов и включает в себя воспроизведения с античных резных камней, а также с гемм, созданных в XVIII веке, которые находятся в различных музеях и частных собраниях Европы и России.

Подобные систематизированные коллекции слепков с резных камней появились в XVIII веке и получили название «дактилиотека». В древности так обозначали «ларчик» или «шкатулку для хранения перстней» (в переводе с греческого Δακτυλιος -- «перстень» и θήκη -- «хранилище, ларец»). Это название было заимствовано древними римлянами у греков и закрепилось за появившимися в то время коллекциями драгоценных камней и гемм. Впоследствии название распространилось также и на собрание слепков с резных камней. Коллекции слепков были снабжены специальными каталогами, в которых в соответствии с научными знаниями того времени более или менее подробно описывались геммы и давалась дополнительная информация о представленных на них темах и сюжетах. «Дактилиотеки» приобретали университеты и другие учебные заведения, а также частные коллекционеры. Они служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения античности.

В собрании князя Н.Б. Юсупова - старшего также находились коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке. Среди них «Дактилиотека» Филиппа Даниэля Липперта, переизданная в 1805 г. дрезденским мастером Готтлибом Беньямином Рабенштайном. Она включает в себя 3150 слепков, выполненных из белой гипсовой массы. Оттиски закреплены в определенной последовательности на плоских выдвижных планшетах, которые помещены в 3 деревянных футляра, сделанных в виде больших книг и обтянутых кожей с золотым тиснением. На корешках каждого футляра есть надпись золотыми буквами на немецком языке: «LIPPERTS / DACTYLIOTHEK / neu herausgegeben von / G.B. RABENSTEIN» («Дактилиотека Липперта новое издание Г.Б. Рабенштайна»).

Слепки из красной серы также располагались на выдвижных планшетах в двух подобных футляра. На корешке одного из них надпись на французском языке: «EMPREINTES EN / SOUFRE DE PIERRES / GRAVEES / ANC. ET MOD.» («Оттиски в сере резных камней античных и современных»). На корешке другого: «COLLECTION / D`EMPREINTES / DE PIERRES / GRAVEES» («Коллекция оттисков резных камней»). Коллекции слепков в красной сере сохранилась не полностью. Общее число оттисков составляет в настоящее время около 2800 единиц. Самой многочисленной из них является «Кабинет слепков» (сохранилось около 1180 предметов), созданный в лондонской мастерской шотландского скульптора Джеймса Тасси. На оборотной стороне картонной окантовки каждого слепка имеются надписи на французском языке с описанием того, что на них изображено. В настоящее время слепки с резных камней из собрания Архангельского можно увидеть на различных выставках, посвящённых истории музея-усадьбы, её владельцам и коллекциям.