Коллекция стекла Музея-усадьбы «Архангельское» универсальна по составу. Она включает разнообразные виды и формы столовой, десертной и чайно-кофейной посуды, предназначавшейся как для повседневного использования, так и для парадных приемов. Также представлены художественные интерьерные изделия и бытовые предметы – умывальные приборы, графины, бутылки, аптекарские пузырьки.

Основная часть коллекции – предметы из собрания князей Юсуповых. По времени изготовления предметов коллекция охватывает период с конца XVIII до начала XX века, по месту изготовления – Западную Европу и Россию. Европейские производства представлены изделиями германских, английских, богемских и французских стеклоделов, русские – Императорским стеклянным заводом, предприятиями Бахметьева и Мальцовых и двумя заводами, устроенными Н.Б. Юсуповым.

Коллекция интересна широким диапазоном техник, использованных при создании и декорировании стеклянных изделий: рёмеры поташного стекла, выполненные свободным выдуванием, бокалы известкового стекла, декорированные гравировкой, изделия свинцового стекла, богато украшенные гранением, графины и вазы многослойного стекла, искусно расписанные эмалями, прессованные предметы эпохи массового производства и удешевления продукции. Особо ценными являются изделия юсуповских производств: хрустального завода в Архангельском и Тасовской фабрики, а также отдельные предметы, выполненные на известных русских предприятиях.

В 1920 1930-х годах в музейное собрание поступило несколько предметов из музея-усадьбы «Никольское-Урюпино» и Егорьевского краеведческого музея. В 2010 году в Архангельское передан ликерный прибор, по легенде хранившийся в доме последнего управляющего усадьбой.


В Государственном музее-усадьбе «Архангельское» хранятся коллекции слепков с резных камней или гемм, изготовленные во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Рельефные оттиски из белой гипсовой и красной серной массы в картонной окантовке с позолоченным краем подобраны по хронологическому и тематическому признаку и размещены на выдвижных планшетах в футлярах, стилизованных под книжные фолианты. Общее число слепков насчитывает около 6000 предметов и включает в себя воспроизведения с античных резных камней, а также с гемм, созданных в XVIII веке, которые находятся в различных музеях и частных собраниях Европы и России.

Подобные систематизированные коллекции слепков с резных камней появились в XVIII веке и получили название «дактилиотека». В древности так обозначали «ларчик» или «шкатулку для хранения перстней» (в переводе с греческого Δακτυλιος -- «перстень» и θήκη -- «хранилище, ларец»). Это название было заимствовано древними римлянами у греков и закрепилось за появившимися в то время коллекциями драгоценных камней и гемм. Впоследствии название распространилось также и на собрание слепков с резных камней. Коллекции слепков были снабжены специальными каталогами, в которых в соответствии с научными знаниями того времени более или менее подробно описывались геммы и давалась дополнительная информация о представленных на них темах и сюжетах. «Дактилиотеки» приобретали университеты и другие учебные заведения, а также частные коллекционеры. Они служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения античности.

В собрании князя Н.Б. Юсупова - старшего также находились коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке. Среди них «Дактилиотека» Филиппа Даниэля Липперта, переизданная в 1805 г. дрезденским мастером Готтлибом Беньямином Рабенштайном. Она включает в себя 3150 слепков, выполненных из белой гипсовой массы. Оттиски закреплены в определенной последовательности на плоских выдвижных планшетах, которые помещены в 3 деревянных футляра, сделанных в виде больших книг и обтянутых кожей с золотым тиснением. На корешках каждого футляра есть надпись золотыми буквами на немецком языке: «LIPPERTS / DACTYLIOTHEK / neu herausgegeben von / G.B. RABENSTEIN» («Дактилиотека Липперта новое издание Г.Б. Рабенштайна»).

Слепки из красной серы также располагались на выдвижных планшетах в двух подобных футляра. На корешке одного из них надпись на французском языке: «EMPREINTES EN / SOUFRE DE PIERRES / GRAVEES / ANC. ET MOD.» («Оттиски в сере резных камней античных и современных»). На корешке другого: «COLLECTION / D`EMPREINTES / DE PIERRES / GRAVEES» («Коллекция оттисков резных камней»). Коллекции слепков в красной сере сохранилась не полностью. Общее число оттисков составляет в настоящее время около 2800 единиц. Самой многочисленной из них является «Кабинет слепков» (сохранилось около 1180 предметов), созданный в лондонской мастерской шотландского скульптора Джеймса Тасси. На оборотной стороне картонной окантовки каждого слепка имеются надписи на французском языке с описанием того, что на них изображено. В настоящее время слепки с резных камней из собрания Архангельского можно увидеть на различных выставках, посвящённых истории музея-усадьбы, её владельцам и коллекциям.