В 2019 году планируется открытие экспозиции последнего парадного зала Дворца – Кабинета. На протяжении 2018 года велась подготовка музейных предметов, в частности, проводилась реставрация 3-х картин большого формата для этого зала. Все три эти картины происходят из бывшего собрания Н.Б.Юсупова (1751-1831).

В настоящее время завершена работа по реставрации двух картин:



А.ван Дипенбек (1596-1675) «Минерва, защищает Плодородие от Марса». Х., м. 230 х 330;


Ф.Тревизани (1656-1746) «Даная». Х., м. 162,8 х 212,8. В процессе работы проводилось укрепление красочного слоя, удалялись многочисленные старые реставрационные тонировки, изменившиеся в цвете.

Реставрация третьей картины - Е.Сирани (1638-1665) «Ариадна». Х., м. 162,8 х 212,8 – также завершена, согласно утвержденному заданию. Однако в процессе реставрации картина преподнесла реставраторам сюрприз. Во время исследований красочного слоя, проводившихся до реставрации, в процессе работы (рентгенографирование, съемка в ИК-спектре, химические исследования) были обнаружены многочисленные участки с многослойными более ранними реставрационными тонировками и записями поверх авторского красочного слоя. В настоящее время обсуждается вопрос о продолжение работы по реставрации этой картины, для того, чтобы выполнить окончательную расчистку живописи от старых реставрационных записей. Кроме того, в процессе реставрации удалось подтвердить предположение, существовавшее к моменту начала работы, что эта картина была написана не болонской художницей Е.Сирани, а флорентийским живописцем В.Манноцци (1600-1658). Более того, изменилось и название картины, которое по-прежнему связано с темой обманутой женщины – «Олимпия, покинутая Биреном» (сюжет из поэмы Л.Ариосто «Неистовый Роланд»).

Реставрация картин выполнялась коллективом художников-реставраторов АО «МНРХУ», руководитель мастерской по реставрации станковой живописи Ю.А. Савцова.

Зав.сектором живописи и графики
Марина Дмитриевна Краснобаева



В Государственном музее-усадьбе «Архангельское» хранятся коллекции слепков с резных камней или гемм, изготовленные во второй половине XVIII – первой трети XIX веков. Рельефные оттиски из белой гипсовой и красной серной массы в картонной окантовке с позолоченным краем подобраны по хронологическому и тематическому признаку и размещены на выдвижных планшетах в футлярах, стилизованных под книжные фолианты. Общее число слепков насчитывает около 6000 предметов и включает в себя воспроизведения с античных резных камней, а также с гемм, созданных в XVIII веке, которые находятся в различных музеях и частных собраниях Европы и России.

Подобные систематизированные коллекции слепков с резных камней появились в XVIII веке и получили название «дактилиотека». В древности так обозначали «ларчик» или «шкатулку для хранения перстней» (в переводе с греческого Δακτυλιος -- «перстень» и θήκη -- «хранилище, ларец»). Это название было заимствовано древними римлянами у греков и закрепилось за появившимися в то время коллекциями драгоценных камней и гемм. Впоследствии название распространилось также и на собрание слепков с резных камней. Коллекции слепков были снабжены специальными каталогами, в которых в соответствии с научными знаниями того времени более или менее подробно описывались геммы и давалась дополнительная информация о представленных на них темах и сюжетах. «Дактилиотеки» приобретали университеты и другие учебные заведения, а также частные коллекционеры. Они служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения античности.

В собрании князя Н.Б. Юсупова - старшего также находились коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке. Среди них «Дактилиотека» Филиппа Даниэля Липперта, переизданная в 1805 г. дрезденским мастером Готтлибом Беньямином Рабенштайном. Она включает в себя 3150 слепков, выполненных из белой гипсовой массы. Оттиски закреплены в определенной последовательности на плоских выдвижных планшетах, которые помещены в 3 деревянных футляра, сделанных в виде больших книг и обтянутых кожей с золотым тиснением. На корешках каждого футляра есть надпись золотыми буквами на немецком языке: «LIPPERTS / DACTYLIOTHEK / neu herausgegeben von / G.B. RABENSTEIN» («Дактилиотека Липперта новое издание Г.Б. Рабенштайна»).

Слепки из красной серы также располагались на выдвижных планшетах в двух подобных футляра. На корешке одного из них надпись на французском языке: «EMPREINTES EN / SOUFRE DE PIERRES / GRAVEES / ANC. ET MOD.» («Оттиски в сере резных камней античных и современных»). На корешке другого: «COLLECTION / D`EMPREINTES / DE PIERRES / GRAVEES» («Коллекция оттисков резных камней»). Коллекции слепков в красной сере сохранилась не полностью. Общее число оттисков составляет в настоящее время около 2800 единиц. Самой многочисленной из них является «Кабинет слепков» (сохранилось около 1180 предметов), созданный в лондонской мастерской шотландского скульптора Джеймса Тасси. На оборотной стороне картонной окантовки каждого слепка имеются надписи на французском языке с описанием того, что на них изображено. В настоящее время слепки с резных камней из собрания Архангельского можно увидеть на различных выставках, посвящённых истории музея-усадьбы, её владельцам и коллекциям.