19 марта
 

19 марта

Знакомим наших читателей с предметом из коллекции скульптуры, хранящимся в фондах нашего музея,  «№ 84. Ваза прозрачнаго алебастра с крышкою» по Описи недатированной [1822 г.] числится в комнате № 8 Верхнего этажа Большого дома.

Чаша с крышкою выполнены из хрупкого и полупрозрачного алебастра. Материал получил свое название от города Алябастрона вблизи Алебастровых гор Северного Египта.

На страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона издания 1890 года встречаем такое определение данного материала:

«Алебастр — чрезвычайно мелкозернистая просвечивающая разность гипса снежно-белого цвета, переходящего иногда в бледно-красный или серый. Он отличается наименьшей твердостью между всеми минералами и горными породами, встречающимися в больших массах. Алебастр по мягкости уступает только тальку и легко чертится ногтем, чем и можно пользоваться для отличия его от известкового, или восточного, алебастра — особой разновидности натёчного известняка. Алебастр находится во многих странах, например в Германии, Англии, Испании, России, самого лучшего достоинства на южном склоне Альп в Северной Италии, Тоскане. Чистый, белый алебастр, добываемый преимущественно в Вольтеррэ близ Флоренции, употребляется на мелкие скульптурные изделия, вазы, часовые ящики и другие поделки. Благодаря своей мягкости алебастр не представляет затруднений при обработке и легко поддается действию пилы, напилков, долота и т. п. Чтобы придать алебастровым предметам необходимую полировку, их обрабатывают сначала тонкими напилками, потом скоблят скобелем и полируют хвощом или обожженным добела и измельченным в порошок оленьим рогом; где требуется особенно гладкая полировка, алебастр натирают мелко измельченным перламутром при помощи смоченной тряпки».

Это осадочная порода, состоящая из крошечных кристаллов, видимых только при увеличении. Самый чистый алебастр  белый и несколько прозрачный, что делает его прекрасным материалом для резьбы и тонких скульптур. В XVIII–XIX вв. из известного с древности алебастра продолжили делать изысканные вещи  сосуды, статуэтки и вазы, разновидности которых можно сегодня видеть в музеях по всему миру.

Некоторые особенности консервации предметов из этого материала:

Чистить только сухими методами, используя щетку с мягкой щетиной, например, универсальную плоскую кисть (флейц), изготовленную из натуральной свиной щетины или круглую кисть колонкового волоса. Материал мягкий, легко подвергается механическим воздействиям. Работы с алебастром необходимо проводить с особой осторожностью, носить хлопчатобумажные перчатки, в противном случае оставленные на пальцах масла могут притягивать пыль. Для предметов всегда важны температурно-влажностные условия хранения.

Обратим внимание на рисунок крышки и тулова чаши – их украшает стилизованное изображение листа средиземноморского растения, известного сложной фестончатой формой своих побегов. Это акант – один из самых распространенных мотивов орнамента от древности до наших дней. Лист аканта, став главным декоративным элементом коринфской капители, вполне может почитаться символом искусства архитектуры и изящных искусств.

Статья подготовлена Т.Ю. Гусаковской