20 марта
 

20 марта

Скульптурный портрет княгини Татьяны Васильевна Юсуповой, урождённой Энгельгардт (1769–1841), племянницы светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, супруги Николая Борисовича-старшего выполнен из хрупкого гипса предположительно скульптором Михаилом Ивановичем Ивановым (1774–1848).

Скульптор передал противоречивость личности Татьяны Васильевны. Это была незаурядная женщина с сильным и властным характером. Владея громадным состоянием, одаренная практическим умом, Юсупова умело вела дела, занимаясь управлением имений. Многие вспоминали о Татьяне Васильевне как о доброй, отзывчивой женщине.

Михаил Иванович Пыляев (1842–1899) — русский писатель и журналист, собиравший занимательные истории XVIII — первой половины XIX веков, в своих публикациях использовал документы частных архивов, нередко позднее утраченных, воспоминания старожилов, в 1898 году издал книгу «Замечательные чудаки и оригиналы». На страницах этого издания находим такие строки:

«В ряду таких же почтенных женщин занимает видное место и княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, слывшая в обществе за очень скупую женщину, но на деле последнее качество было только одной из причуд княгини. По рассказам хорошо знавших Юсупову, ей надо было услыхать только об истинно нуждающемся человеке, и как по волшебству последний получал такую сумму, какая ему требовалась — будь это двадцать и больше тысяч. И только случайно позднее узнавали, что деньги были присланы княгиней Юсуповой. По известному скопидомству своему, княгиня очень редко возобновляла свои туалетные запасы. Она долго носила одно и то же платье, почти до совершенного износа. Однажды, уже под старость, пришла ей в голову следующая мысль, "да, если мне держаться такого порядка, то женской прислуге моей немного пожитков останется после моей смерти". И с самого этого часа произошел неожиданный и крутой поворот в ее туалетных привычках. Она часто заказывала и надевала новые платья из материй на выбор и дорогих. Все домашние и знакомые ее дивились этой перемене, поздравляли ее с щегольством, и с тем, что она как будто помолодела. "Вы, которая знаете загадку этой перемены, — говаривала она невестке своей, Татьяне Борисовне Потемкиной, — вы поймете, на какую мысль наводят меня эти поздравления". И в самом деле, она, так сказать, наряжалась к смерти и хотела в пользу прислуги своей пополнить и обогатить свое духовное завещание».

Читаем в более позднем сборнике «Русские портреты XVIII и XIX столетий» (СПб, 1905. Т.1. № 10) о княгине: Татьяна Васильевна «просто одевалась и, ведя скромный образ жизни, прослыла скупой, но, отказывая себе, она значительную долю доходов тратила на дела благотворения и редко отказывала в помощи».

О скульпторе:

В 1779 года поступил в Императорскую Академию Художеств, утвержден мастером «формовального и отливочного дела», получил аттестат и шпагу. Находясь в должности смотрителя формовальной мастерской, занимался в основном отливкой гипсов и исправлением форм для воспроизведения античных фигур и бюстов, выполнил ряд портретов поэтов Г.Р. Державина, Ф. Шиллера, композитора Д.С. Бортнянского, архитектора А. Ринальди, бароннесы А.С. Строгановой.

Статья подготовлена Т.Ю. Гусаковской