ПАРК БЕЗ ПАРКИНГА: О том, что происходит вокруг музея-заповедника «Архангельское» «Профилю» рассказал Андрей Бусыгин
 

СМИ о музее-заповеднике «Архангельское»

ПАРК БЕЗ ПАРКИНГА: О том, что происходит вокруг музея-заповедника «Архангельское» «Профилю» рассказал Андрей Бусыгин

10.07.2013

ПАРК БЕЗ ПАРКИНГА: О том, что происходит вокруг музея-заповедника «Архангельское» «Профилю» рассказал Андрей Бусыгин

Долгое время дворец в Архангельском был закрыт на реставрацию, и единственное, что могли увидеть посетители, был парк. Сегодня руководству музея-заповедника приходится думать о том, как сделать его современным и привлекательным для гостей местом.

К сожалению, в последние годы при слове «Архангельское» многим вспоминается не замечательный Большой дворец музея-заповедника и не коллекция живописи, а бесконечные скандалы из-за земельных участков и незаконной застройки территории исторического памятника. Проблема стала настолько острой, что ее пришлось вынести на самый высокий — президентский — уровень. О том, что происходит сегодня вокруг музея-заповедника, «Профиль» узнал у директора «Архангельского» Андрея Бусыгина.

ПРОФИЛЬ: Андрей Евгеньевич, как так получилось, что о незаконной застройке в границах исторического памятника президент России узнал не от Министерства культуры, а от общественного активиста Евгения Соседова, который после этого, кстати, был назначен на должность советника министра по культуре?

Бусыгин: Евгений Соседов действительно был назначен советником министра по культуре на общественных началах. Он, как известно, возглавляет ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) Московской области. Понятно, что он защищает эти земли, и спасибо ему огромное. Надо сказать, что и музей выступает истцом во всех судебных разбирательствах, которые ведутся сегодня. Но все же давайте конкретизируем данный вопрос.
Еще когда я работал в министерстве (Андрей Бусыгин до недавних пор занимал пост заместителя министра культуры РФ. — «Профиль»), мы уделяли «Архангельскому» самое пристальное внимание. В частности, когда встал вопрос о предполагаемой продаже компании «Градострой» участка в «охранной зоне», который включал и маленькую историческую часть усадьбы, то именно министерство активно выступило против. Многие арендаторы, получившие земли на территории «Архангельского», воспользовались тем, что в Московской области действовал закон от 2001 года. Согласно этому закону, территория памятника — это примерно 550 гектаров, территория всех «охранных зон» — это 800 гектаров, включая огромную часть Лохина острова, а забором, который был построен в 30-е годы и который огораживает ядро усадьбы и санаторий, обнесено всего 80 гектаров. И из этих 80 гектаров только 62,7 га принадлежат музею, а остальное — это земля Минобороны. В то время, когда принимался закон, границы были описательными. Описательные границы выглядят так: от этого камня до того забора, от того забора до того столба и т.д. В общем, «сдвинуть» такие границы в свою пользу не так уж сложно. Так вот, когда многие получали землю, они воспользовались этой, по сути, лазейкой в законе. Хотя все знали, конечно, что земля с обременением, то есть что это территория памятника и строить тут ничего нельзя.

ПРОФИЛЬ: Известно, что границы охранных зон «Архангельского» до сих пор не определены. Когда это произойдет?

Бусыгин: В соответствии с нынешним законодательством они больше не будут описательными. Сейчас поворотные точки «охранных зон» должны быть указаны в документах в координатах на местности. То есть столько-то градусов, минут и секунд северной широты, столько-то — восточной долготы… В общем, как в море — все четко и надежно. Что касается законодательного утверждения наших границ, то тут такая ситуация: все эти точки уже определены, есть постановление Московской области об утверждении границ исторического памятника культуры, и сейчас они будут внесены в регистрационную и кадастровую палаты. Я говорил на эту тему с министром культуры Московской области, который заверил меня, что остались только технические вопросы: оформление документов для внесения, составление карты-схемы. Можно считать, что закон уже, по сути дела, есть. Остались некоторые детали, которые, надеюсь, будут решены в ближайшее время.

ПРОФИЛЬ: А как вы прокомментируете историю с компанией «Леруа Мерлен», которая наделала немало шума в прессе?

Бусыгин: Много шума из ничего — так бы я это прокомментировал. Действительно, недавно появилась информация, что директор «Архангельского» подписал соглашение о намерениях с руководством «Леруа Мерлен» и в результате все «Архангельское» будет распродано. Глупости все это. Напомню, что сейчас идут два судебных процесса. Первый процесс — о признании незаконным выделение компании «Леруа Мерлен» земельного участка; второй связан с тем, что подъездные пути к строящемуся супермаркету «залезают» в охранную зону памятника истории и культуры «Усадьба «Архангельское». Пусть суд решает, насколько законно выделение участка, хотя все разрешения на строительство уже выданы. Более того, «пятна» застройки двух супермаркетов перешли под юрисдикцию Москвы, а охранные зоны находятся на территории Московской области. В общем, все смешано и не слишком прозрачно. Однако «Леруа Мерлен» строит на землях, которые не являются ни территорией памятника, ни «охранными зонами». Но своей подъездной дорожкой, которая запланирована у них в проекте, они отхватывают около двух тысяч квадратных метров «охранных зон», обозначенных в законопроекте от 2001 года. Что такое эти «охранные зоны»? Это такая на самом деле «ничейная территория», которая
разделяет современную застройку и исторический памятник. Сейчас там бурелом, а зимой администрация Красногорского района сваливает туда снег. Между тем я встречался с руководством «Леруа Мерлен». Технически они не могут сместить эту подъездную дорожку, потому что дальше проходит железная дорога и двигаться им, по сути, некуда. Тогда они предложили мне следующее: практически все эти две тысячи метров «охранных зон» они отдают нам под стоянку туристических автобусов, которые приезжают в музей, чтобы они стояли не вдоль шоссе, а на стоянке, которую нам обязуется бесплатно построить компания «Леруа Мерлен».

ПРОФИЛЬ: Но будет ли что посмотреть туристам, которые приедут в этих автобусах? Как известно, Большой дворец «Архангельского» очень долго был закрыт.

Бусыгин: Да, дворец был закрыт на реставрацию еще в 1986 году. В 2009 году было открыто три зала, но они не были интерьерными — это вестибюльный зал, аванзал и Овальный. И вот недавно открыта парадная столовая, ее часто называют «египетской» из-за росписей. Это первое наше масштабное открытие в этом году. Так что, можно сказать, первый большой шаг по развитию музея нами уже сделан. В ближайшее время (надеюсь, в сентябре) мы планируем открыть императорский зал. Может быть, попытаемся открыть и еще один зал в начале октября. Мы вводим так называемый единый билет. Сейчас у нас есть билет в парк, и надо сказать, что в течение многих лет парк был единственным местом, которое можно было посетить, если не считать колоннады и выставки в конторском флигеле.
После того как прошла информация об открытии дворца, поток посетителей заметно увеличился. Поэтому сегодня мы продаем билеты в парк по прежней цене, а также у нас будут единые билеты, дающие возможность посетить парк и дворец или
парк, колоннаду и конторский флигель. Думаю, это вполне логично.

ПРОФИЛЬ: Вступая в должность директора музея-усадьбы «Архангельское», вы говорили, что музей может зарабатывать и сам, и это позволит увеличить зарплаты сотрудникам, поднять статус и т.д. Как вы будете зарабатывать?

Бусыгин: Единственная возможность заработать для любого музея, усадьбы или парка — это увеличить число посетителей. Для этого нужно в первую очередь заинтересовать людей. Один из таких способов — интернет-сайт, который должен быть простым, понятным и привлекательным. Мы сейчас работаем над этим, у нас неплохой сайт, но он далек от идеала. Кроме того, известна концертно-фестивальная деятельность «Архангельского». Площади у нас для этого, конечно, достаточно ограниченны. Сейчас, думаю, мы сможем их немного увеличить за счет того, например, что освободим колоннаду от картин. В данный момент там уже проходят концерты, но когда мы вывезем картины во дворец, у нас появится возможность создать более полноценную концертную площадку. Хотелось бы в будущем проводить концерты и на открытом воздухе, но для этого нам нужна разборная сцена, которую можно устанавливать в определенные дни, а потом собирать — как, например, на Васильевском спуске в Москве. Пока у нас такой сцены нет. А брать ее в аренду невыгодно: доход снижается в разы. Как и у всякого музея, у нас достаточно много проблем, которые требуют решения. Даже с такой прозаической вещью, как туалеты. К примеру, у нас есть великолепный театр Гонзага. Это деревянный театр, построенный в барочном стиле, которому почти 200 лет. В принципе, там вполне можно проводить какие-то локальные концерты, которые, уверен, публика будет посещать с особым интересом. Но у нас нет там, простите, ни туалетов, ни стоянок для машин. В общем, очень многое упирается в отсутствие инфраструктуры и материальных средств. Недавно нам поступило предложение из Петергофа провести совместную выставку «Пригороды Санкт-Петербурга в гостях у Архангельского». Но для того, чтобы сюда могли завезти серьезные ценные экспонаты, которые страхуются, нужны системы безопасности соответствующего уровня. У нас таких систем безопасности пока нет.

ПРОФИЛЬ: Если говорить о бюджетных ассигнованиях, то какую сумму ежегодно выделяет «Архангельскому» Министерство культуры?

Бусыгин: Государство финансирует нас по двум направлениям: для оказания услуг населению и для выполнения работ. Оказание услуг — это в основном фиксированная заработная плата сотрудников музея. Ну а выполнение работ — это компенсация затрат на коммунальные услуги и на реставрационные работы.
В этом случае количество средств определяется нашими затратами. На выделенные из бюджета деньги была проведена реставрация дворца, вскоре начнутся восстановительные работы в восточном и западном флигелях. Под эти работы мы сейчас разрабатываем проектно-сметную документацию. На днях я уже подписал письмо в министерство для выделения субсидий на этот год — примерно 35 млн рублей — для разработки этой документации. Предполагается, что остальные деньги, внебюджетные, музей должен заработать своими силами — в пределах законодательных норм, конечно. Сегодня, например, если вы видели, во дворце проходят съемки документального фильма. Соответственно, какие-то деньги мы на этом заработаем. Уже несколько лет на территории «Архангельского» проходит фестиваль «Усадьба-джаз». Организаторы тоже платят нам деньги за аренду.

ПРОФИЛЬ: Андрей Евгеньевич, а за какие деньги можно арендовать у вас, к примеру, дворец?

Бусыгин: Дворец-то мы не сдаем. Но, скажем так, если будет обращение по поводу какого-нибудь масштабного приема, презентации определенного уровня, на которых предполагается присутствие не более пятидесяти человек, мы можем сдать не весь дворец, а, к примеру, Овальный зал, где сейчас проводятся концерты. Кроме того, в истории Архангельского были случаи, когда на территории парка проводились свадьбы или юбилеи. Цена в этом случае договорная, прайса у нас нет. В рыночном эквиваленте получается так: аренда установленного на территории исторического парка свадебного шатра на один вечер стоит примерно 500 тыс. рублей; когда проходят презентации на территории Большого дворца — вечер стоит до 20 тыс. евро. Таковы сегодня цены на этом рынке услуг. На этом, конечно, можно зарабатывать, как вы видите, неплохие деньги, но мне, как директору Архангельского, не хотелось бы ронять планку и отдавать территорию на откуп сомнительным фирмам. Мне бы не хотелось превращать музей в развлекательную площадку, да и нашим посетителям это вряд ли понравится. Поэтому пока мы пытаемся заработать деньги другим, более соответствующим для музея способом.


Источник:  http://www.profile.ru/