31 марта
 

31 марта

Александр Македонский, герой, объединивший при своем тринадцатилетнем правлении (336—323 гг. до н. э.) Восток и Запад, занимает уникальное место в мировой культуре: ни один другой исторический деятель не становился объектом столь пристального внимания со стороны деятелей искусства и науки, героем столь многих произведений.

Рассказываем о хранящихся в фондах музея «Архангельское» предметах, иллюстрирующих интерес историков, скульпторов, мастеров глиптики к одному из самых знаменитых правителей и полководцев в мировой истории – Александру Македонскому.

В библиотеке Архангельского изданий, посвященных Александру Македонскому, несколько. Это исследование «История походов Александра, составленная по воспоминаниям Птолемея и Аристобула, его лейтенантов», древнегреческого историка Флавия Арриана, на французском языке. Кроме того, в библиотеке представлено несколько произведений римского историка Квинта Курция Руфа, известного тем, что он написал одно из полных жизнеописаний великого полководца,
дошедших до наших дней, «Историю Александра Великого Македонского». Это такие книги, как «Квинт Курций Руф о жизни Александра», с приложениями немецкого ученого и критика XVII в. Иоганна Фрайншайма, на французском и латинском языках. И сочинение Квинта Курция Руфа «De Rebus Gestis Alexandri Magni» на латинском языке.

Произведения Квинта Курция Руфа опубликованы разными издательствами; в одной из книг имеются иллюстрации с картами походов Александра Великого.

Образ Александра в мраморе передают работы неизвестных мастеров конца XVIII - начала XIX вв., выполненные по сохранившимся античным копиям произведений древнегреческого скульптора Лисиппа.

Именно Лисипп сумел точно воспроизвести облик Александра, и его изображения впоследствии оказали сильное влияние на художников и скульпторов, бравшихся писать и ваять императора. Произведения Мастера не дошли до нашего времени, по крайней мере, в оригинале — сохранились только римские копии работ Лисиппа.

Многочисленные изображения Александра Македонского можно увидеть на памятниках глиптики. У великого полководца был личный придворный резчик по имени Пирготель. Только ему разрешалось создавать портреты своего владыки на драгоценных камнях.

После побед на Востоке Александр становится объектом поклонения. Художники, окружавшие его, должны были воспевать божественность своего покровителя, показывать в пластических образах его сверхчеловеческую сущность. На геммах также как и на монетах того времени сохранились все этапы обожествления македонского царя, который запечатлен в виде Александра-Геракла с львиной шкурой на голове, Александра-Гелиоса в короне бога солнца или Александра-Аммона с рогами барана.

Галерея портретов Александра Македонского представлена на слепках с резных камней из коллекции музея-усадьбы «Архангельское»:
 photo5375148491908690578.jpg  photo5375148491908690579.jpg  photo5375148491908690580.jpg

Материал предоставлен хранителями музейных предметов Т.Ю.Гусаковской, Т.В. Шокун и научным сотрудником ГМУ «Архангельское» Е.В.Соколовой.