13 апреля
 

13 апреля

Этот день отмечается 13 апреля не случайно. Именно в этот день в 70 году до нашей эры родился римский аристократ, покровитель артистов, художников и музыкантов — Гай Цильний Меценат. 
Сегодня нам хотелось бы рассказать вам историю содействия Зинаиды Николаевны Юсуповой в приобретении одного из самых известных слепков Музея изящных искусств имени императора Александра III (сегодня ГМИИ имени А. С. Пушкина), одним из благотворителей которого также была княгиня. Кроме этого, Зинаида Николаевна с супругом Феликсом Феликсовичем входили в оргкомитет по устройству музея, возглавляемый великими князьями Сергеем Александровичем и Елизаветой Федоровной.
В 1899 году, находясь в Дрездене, Иван Владимирович Цветаев (1847-1913 гг.) —  учёный-историк, археолог, искусствовед и первый директор Музея, узнал, что в Берлине был выполнен в натуральную величину отлив с конной статуи кондотьера, «спасителя Венецианской республики»  — самой большой и одной из наиболее известных скульптур итальянского Ренессанса, исполненной знаменитым Андреа дель Верроккьо (1435/1436-1488 гг.).
В 1904 году Цветаев заказал в отливочной мастерской Королевских музеев в Берлине слепок с знаменитого монумента, стоящего перед собором святых Ионна и Павла в Венеции.
Только в 1908 году из доклада Цветаева членам Комитета по устройству Музея изящных искусств становится ясно, что слепок и отливка конного монумента были сделаны на средства Юсуповой. 
С марта 1911 года статуя Верроккьо заняла свое постоянное место в музее среди работ скульпторов эпохи Ренессанса в «Римском зале имени Н.Б. Юсупова», который был построен и наполнен художником Ф. П. Рейманом, сделавшим копии древних римских фресок. 
Установленная на низком постаменте статуя Бартеломео Коллеони, максимально приближена к зрителям, которые и сегодня имеют возможность рассмотреть ее во всех деталях. «Коллеони» Верроккьо, соперничающий в Римском зале по своим масштабам и выразительности с «Давидом» Микеланджело, является центральным произведением, которое держит экспозицию скульптуры одного из главных и любимейших залов Пушкинского музея.