20 мая в рамках акции «Ночь в Музее-усадьбе «Архангельское» состоится открытие после реставрации самого знаменитого из залов дворца – Зала Тьеполо.

Зал Тьеполо во дворце в Архангельском завораживает своей удивительной историей. В 1800 году князь Н.Б.Юсупов приобрёл в Петербурге партию картин, привезённых итальянским коллекционером Пьетро Конколо, в том числе цикл из семи произведений великого венецианского живописца Джованни Баттисты Тьеполо.

Весь ансамбль находился в Петербурге во дворце Юсупова на Фонтанке. После приобретения в 1810 году усадьбы Архангельское шесть картин были перевезены сюда. В 1816 году во дворце для них специально, путём сноса стены между двумя парадными залами Северной анфилады, было создано монументальное помещение, получившее наименование «Тьеполова зала».

В середине 1890-х годов оба полотна Тьеполо были перевезены в Петербург, в Юсуповский дворец на Мойке, их место в Архангельском заняли великолепные шпалеры, а в начале XX века – княжеская библиотека в высоких шкафах красного дерева. В 1918 году после национализации владений и коллекций Юсуповых полотна Тьеполо наряду со многими художественными шедеврами попали в Эрмитаж, откуда усилиями директоров Музея-усадьбы «Архангельское» В.А.Фревиль, а затем А. А. Найдышева в 1927 году вернулись в усадьбу.

Реставрация начала XXI века возвращает Залу Тьеполо его первоначальный облик. Как все парадные залы дворца, это аутентичный интерьер музеума знатного русского вельможи. Более того, Зал Тьеполо – поистине итальянский: его масштаб, классичная и строгая по форме декорация стен, симметричная расстановка массивной мебели, зеркал, скульптуры, светильников характерны именно для палаццо венецианских патрициев. Всё в этом зале создано для достойного преподнесения главного сокровища – монументальных полотен Джамбаттисты Тьеполо.

Дж.Б.Тьеполо - последний великий живописец Италии. Громкую известность принесли художнику декоративные ансамбли, выполненные им по заказу королевских дворов, крупнейших церквей и знатных вельмож. Один из таких ансамблей – это роспись палаццо Лабиа в Венеции (конец 1740-х годов) на тему истории римского полководца Марка Антония и египетской царицы Клеопатры. Тот же сюжет объединяет и полотна из дворца в Архангельском.