Закладная доска Голицыных
 

9 августа

Закладная доска Голицыных

Новый дворец, построенный по проекту французского архитектора Герна, и дивный парк в чуть забытом, но столь притягательном близостью версальскому образцу стиле, появились в Архангельском в самом конце XVIII века, тогда, когда князья Голицыны уже более ста лет владели старинным имением.

Летом 2003 года в Музее-усадьбе произошло событие чрезвычайной важности, редкое, удивительное и – напомнившее о том, как всё начиналось: под фундаментом Большого дома реставраторами компании "Возрождение" была обнаружена закладная доска, гласящая, что владелец имения князь Николай Алексеевич Голицын (1751–1809) начал строительство Дома в 1784 году. Закладная доска, украшенная гербом Голицыных, представляет собой медную, покрытую зеленой патиной доску высотой 37 см. От воды и земли ее защищал металлический "саркофаг" - свинцовый ящичек-кожух. Сам саркофаг был помещен в нишу фундамента из белого камня в северо-восточной части Дворца.

На плиту нанесена надпись в 2 столбца.

В левом на русском языке: "Въ 1784 мъ Году заложенъ фундаментъ Двора ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Действительнаго Камеръ Гера Кн НИКОЛАЯ АЛЕКСЂЕВИЧА ГОЛИЦЫНА отъ Рождения его въ 33е Лето, Господина ниже писанныхъ Вотчинъ. Архангельскаго, Познякова, Никольскаго, Воронковъ, Богородцкаго, Ражествена, Городни, Коломенскаго Богородскаго, Никитскаго, Iвановки, Чучкова, Потапьева, Яковлевскаго, Шелокши, Сулеги, Богданова, Пестрецова, Полежаихи, И протчих селъ и деревень."

В правом на латыни: "NICOLAUS ALEXII Filius Princeps A GOLITZIN IMPERATRICIS REGNANTIS AUGUSTAE a Cubiculis; Dominus ab Archangelskoie, Posnaekova, Nicolskoie, Woronki, Bogorodizkoe, Roschestwena, Gorodnia, Kolomenskago Bogorodskago, Nikitskoie, Ivanovka, Tschutschkowa, Potapiewa, Iakowlevskoie, Schelokscha, Sulega, Bogdanowa, Iedimonowa, Pestrezowa, Poleschaichi. etc: Fundamentum posuit anno MDCCLXXXIV. Ætatis XXXIII."

При реставрации такие находки встречаются крайне редко. Найти закладную доску - большая удача для реставраторов и музейщиков. Благодаря этому уникальному событию в жизни музея стала известна точная дата постройки здания - 1784 год, хотя ранее и предполагали, что строительство началось во второй половине 80-х годов XVIII века.

Лаконичный по своему архитектурному решению Дворец в Архангельском всегда удостаивался самой высокой оценки историков искусства:
Исследователь подмосковной усадебной архитектуры Юрий Иванович Шамурин, видевший Архангельское в начале ХХ века, считал, что позднейшие дополнения ничем не нарушили его основного плана: "В Архангельском не только нет ничего лишнего, — писал он, — но и старательно продумана каждая деталь, каждый уголок усадьбы. Единство плана в расположении строений делает усадьбу цельным художественным произведением, эффект которого одинаково создается всеми частями.… Сравнительно небольшой дворец Архангельского не наряден, но в его скромном облике много благородного вкуса и культурного понимания красоты…. Изысканный аристократизм, сквозящий в каждой детали дворца, равняет его с лучшими петербургскими дворцами Екатерининского века."

В сборнике статей 1913 года писателя-искусствоведа барона Николая Николаевича Врангеля находим следующие строки об усадьбе: "Архангельское … — волшебный дворец, по своему великолепию, вкусу и изысканности убранства; … это не усадьба средней руки помещика, привлекательная только своим отжившим бытом, это поистине дворец, не уступающий по красоте итальянским виллам."