Греческий сюжет. Продолжение…
 

5 мая

Греческий сюжет. Продолжение…

Греция – страна с удивительной и самобытной историей, самой долгой и, возможно, самой драматичной в Европе. В судьбе Греции, как в огромном ковре, сплелось яркими нитями сюжеты и традиции, мифы и реальные истории.

Нам сегодня даже трудно вычленить в современной повседневной жизни греческое влияние. Архангельский "Греческий сюжет", сопровождая посетителей по парку, продолжается в Большом доме и приводит на второй этаж. В залах библиотеки представлены владельческие книжные шкафы и витрины, с греческими редкостями в книгах, фарфоре и живописи.

Пройдемся по некоторым…

На выставке представлена ваза с кентаврами. Роспись на вазе ‒ с одной стороны миниатюра с изображением скачущего кентавра с обнаженным мальчиком с зеленоватой драпировкой на плечах, который держит лиру; на другой миниатюре изображена кентаврида, несущая на своем крупе девочку в желтом платье с тирсом в руках.

Кентавры ‒ самые известные существа мифической зоологии Древней Греции. Голова, руки, и грудь человека, а остальные части тела, в том числе четыре ноги, и хвост, как у лошади. Самые древние из известных изображений кентавров встречаются на античных вазах датируемых 6-м в. до н.э.

Женщины кентавры (или девушки кентавры), называемые кентавриды, не упоминаются в ранней греческой литературе и искусстве, они появляются в поздней античности. Одним из самых ранних примеров является Македонская мозаика 4 века н.э. Овидий также упоминает кентавриду по имени Хилонома, совершившую самоубийство, когда ее муж был убит в войне с Лапифами. Чаще это эпизодические персонажи, и их зачастую путали с нимфами.

Вот как описывает их греческий ритор Филострат Старший: «женщины-кентавриды; если забудем об их лошадином теле, они подобны наядам; если же будем их представлять с лошадиной фигурой, то их мы можем сравнить с амазонками: нежность, присущая женскому облику, получает здесь силу и крепость, так как в них уже ясно проглядывает мощный облик коня.»