Музейный календарь

10 июля 2017

Печальное лето 1888 года.

В полночь 27 июня [10 июля] 1888 года оборвалась жизнь 22‒летней фрейлины Татьяны Николаевны Юсуповой (1866‒1888), младшей сестры Зинаиды Николаевны, последней владелицы усадьбы Архангельское.

Танёк, так с нежностью называли молодую княжну в семье, была погребена на сельском кладбище вблизи старинной усадебной церкви Архангела Михаила, давшей селу название "Архангельское". Место выбрано умиротворяюще красивое: с высокого холма над старицей Москвы-реки и зимой, и летом открывается восхитительный вид на заречные просторы.

Заказ на исполнение памятника семья поручила признанному мастеру Марку Матвеевичу Антокольскому (1843-1902).

Работу над ним, судя по письмам к Зинаиде Николаевне Юсуповой, ваятель начал в Петербурге в ноябре 1892 года. Марк Матвеевич писал: «Буду очень и очень рад показать Вам княгиня и князю мои новые наброски… Переделавши мои наброски вижу, что князь был прав, я докончил также и начатый эскиз и к моему [стыду] – удачно, по крайней мере так мне кажется». В следующем письме он благодарил Зинаиду Николаевну за полученные в счет работы 10 тысяч франков.

Антокольский не был в Архангельском, не видел места захоронения Татьяны, и это, безусловно, затрудняло творческие поиски. Юсуповы, вероятно, ознакомили Марка Матвеевича с фотографиями княжны, описаниями местности, сообща обсуждали замысел памятника, искали композиционное решение, изменяя и совершенствуя его. В подготовительном этюде (боцетти) скульптор наметил только общий контур фигуры: не обозначены черты лица, не проработаны складки одежды; крылья, опущенные вниз, велики и невыразительны; у основания нет цветов, но удалось выделить главное – устремленность девушки-ангела вверх.

Современник так описал свое посещение ателье художника в Париже: "Я зашел в соседнюю комнату, где работал Марк Матвеевич. Это была мастерская. На каменном полу лежала кучками мокрая глина, валялся гипс и были разбросаны разные инструменты и технические приспособления. Статуя, еще из глины, не оконченная – М[арк] М[атвеевич] над нею и работал – представляла собою высокую, стройную женщину-ангела с крыльями, стремящуюся в высь (заказ для памятника). Фигура была мало выработана, она поразила меня своей красотой, легкостью и грациозностью. Она целиком тянется вверх с такой стремительностью, что кажется, вот еще миг – и она улетит. М[арк] М[атвеевич] работал нервно, лихорадочно. Он вырабатывал складки платья женщины. Смелой рукой прибавлял он тут и там куски глины, быстро срезывал лишнее, отходил в стороны, бросал внимательный нервный взгляд, опять подходил, снова срезывал, подправлял, сильно нажимал ладонью на мокрую глину, проводил пальцем складку…».

В этом произведении Мастер создал одухотворенный образ героини, передав мрамором состояние грусти, смирения и отрешенности. Лицо девушки обращено к небу, глаза закрыты; она словно молится, слегка приоткрыв губы, прижимая к груди крест. У ног рассыпаны цветы и лежит огромный букет «из роз благоуханных душистей мира и кадил». Крылья, взметнувшиеся за плечами, усиливают иллюзию движения. Кажется, что княжна – ангел, так легко шествующая, через мгновение взойдет на небесную лестницу, по которой Ангелы Божии восходят в рай.

Монумент, установленный зимой 1899 года на могиле Т.Н.Юсуповой на живописном высоком берегу Москвы-реки, был виден со всех сторон. Вековые деревья оттеняли его ясный выразительный силуэт. В апреле 1939 года в целях лучшей сохранности памятник пришлось перенести в более безопасное место. В настоящее время музейный предмет хранится в парковом павильоне «Чайный домик», а на могиле установлена современная копия.