В первые месяцы войны
 

В первые месяцы войны. Июнь – октябрь 1941 года.

С августа 1936 года до марта 1954 года музеем руководил уроженец подмосковного Звенигорода , работавший с середины 1920-х годов научным сотрудником в музее-усадьбе «Никольское-Урюпино» и перешедший после его закрытия в 1929 году на работу в должности научного сотрудника в Архангельское, Иван Михайлович Починовский (1883-1954). Именно на его плечи легла основная ответственность по сохранению музейных экспонатов и организации работы музея в военные годы. И.М. Починовский сменил на посту Алексея Александровича Найдышева (1886-1947), который в свою очередь, возглавлял музей с 1927 года. Вообще музею очень «повезло» с директорами, если можно так сказать. Эти два удивительных специалиста своего дела «держали» на своих плечах музей в эти тяжелые военные годы (И.М. Починовский - в эвакуации, последовавшей в октябре 1941 г., А.А. Найдышев – в Архангельском, после отъезда основных коллекций музея). Штат музея в это время был крайне малочисленным. Из документов архива Санатория «Архангельское» следует, что, помимо вышеназванных специалистов, в музее работали экскурсовод Найдышева Валентина Петровна, супруга Алексея Александровича, и две уборщицы: Смирнова Аграфена Васильевна и Иванова Елена Архиповна.

Уже в первые дни Великой Отечественной войны руководство Санатория начало приспосабливать подвалы строений Архангельского под бомбоубежища, а с 28 июля заведующий музеем Иван Михайлович Починовский и Валентина Петровна Найдышева обязаны были по сигналу воздушной тревоги дежурить на крышах и спасать ценности от сбрасываемых фашистскими бомбардировщиками зажигательных бомб.
4 июля 1941 года комиссией в составе руководства Санатория и директора музея И.М. Починовского был составлен Акт о переносе особо ценных экспонатов музея в более безопасное место. Это касалось картин кисти Дуайена, Тьеполо Ю. Робера, Ротари, Винтергальтера, Лампи и т.д. А для декораций Гонзаги, хранящихся в Театре, необходимо было изготовить крепкие валы» без прогиба и накатать на них декорации с бумажной прокладкой»1. В качестве места для временного хранения вышеуказанных художественных произведений было названо помещение церкви Архангела Михаила. Только декорации решено было оставить в самом Театре. В то же время как отголоски мирной жизни в музей возвращались картины после исполнения художником А.Д. Кориным реставрационных работ.
Впервые близко с начавшейся войной в Архангельском столкнулись 7 июля 1941 года, когда в Санаторий прибыл эшелон со 130 больными детьми, эвакуированными из Евпатории. Первые бомбы на территорию усадьбы были сброшены фашистскими самолетами в ночь с 5-го на 6-е августа – около 300 штук, что привело к пожарам в различных служебных и жилых зданиях. Следствием этого стала отправка 22 августа в Третьяковскую галерею шести больших деревянных ящиков с наиболее ценными экспонатами, а месяцем ранее, 15 июля, в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина уже были отправлены на временное хранение 5картин.
С этого момента санаторий и музей начали готовиться к эвакуации, которая и будет осуществлена 19 октября 1941 года.



1 Архив ГМУА, № 65-фа, л. 097