Началась реставрация картин из коллекции музея-заповедника "Архангельское"
 

СМИ о музее-заповеднике «Архангельское»

Началась реставрация картин из коллекции музея-заповедника "Архангельское"

07.08.2018

Началась реставрация картин из коллекции музея-заповедника "Архангельское"


Русский Версаль - Музей-усадьба «Архангельское» готовится отметить столетие. Он был национализирован через год после Октябрьской революции и уже в мае 1919 года принял первых посетителей. Памятникам такого статуса требуется почти постоянная реставрация. Репортаж Анастасии Егоровой.

Доступ во дворец временно ограничили из-за ремонта. Посетить можно парк и первый этаж усадьбы. Пару месяцев назад на реставрацию отправили парковые скульптуры, сейчас приступили к картинам. Их временным домом стала реставрационная мастерская на Кадашевской набережной.

«Картины, которые находятся здесь в мастерской, были куплены русским коллекционером Николаем Борисовичем Юсуповым-старшим. До 1917 года это была личная коллекция Юсуповых, а после 1917 года они поступили в государственный музейный фонд», - говорит заведующая сектором живописи и графики музея-усадьбы «Архангельское» Марина Краснобаева.

Крупнейшая в России коллекция князя Юсупова состояла из нескольких сотен произведений. После революции ее распределили по музеям. В Архангельском - одни из самых ценных работ. Например, картина «Минерва защищает плодородие» фламандского художника XVII века Абрахама ван Дипенбека.

«Художника Дипенбека хорошо знают посетители Архангельского. Знают по каталогам, знают те, кто посещали музей еще в 1980 годы. Эта картина находилась в одном из парадных залов и вернется на свое место», - продолжает Марина Краснобаева.

Князь Николай Борисович был уверен, что автор полотна Рубенс. Отметил это и в трехтомном каталоге коллекции. Стиль действительно похож: Дипенбек был учеником Рубенса. Но авторство картин по-прежнему подвергают сомнению - перед реставрацией исследуют каждый миллиметр полотна.

«Вот рентгеновское исследование или исследование в ультрафиолетовых лучах. Мы видим при сопоставлении этих двух снимков, что тонировки, которые показаны фиолетовым цветом здесь, не соответствуют границам истинных утрат, они гораздо больше, то есть заходят на автора», - рассказывает художник-реставратор масляной живописи Наталья Пискарева.

Все исследования сводят на картограмме. Это шпаргалка для специалистов - видны все утраты. Сколько реставраций за 3-4 столетия пережило произведение подсчитать сложно. Специалисты удаляют прежние записи, но не все - лишь те, которые мешают восприятию, а иногда искажают авторский замысел.

«После их удаления мы смогли разглядеть некие детали авторского красочного слоя, которые до этого были не видны. У нас меняется рисунок драпировки белой, он становится другим, зеленая драпировка в левой части картины - она имеет совершенно другие очертания. И таких мест в общем-то много», - объясняет заведующая отделом реставрации музея-усадьбы «Архангельское» Юлия Савцова.

Картина «Ариадна» итальянской художницы XVII века Элизабетты Сирани на первый взгляд была в прекрасном состоянии. Но при детальном исследовании преподнесла сюрприз. Реставраторы предполагают, что у полотна поменяется и название, и автор.

«Мы рассчитываем, что получим очень достойного живописца, тоже XVII столетия, но уже флорентийской школы. Что для нас важно, потому что флорентийская школа и в музее у нас скромная в количественном отношении. И таковой она была у Николая Борисовича Юсупова», - отмечает Марина Краснобаева.

Третье полотно - итальянца Франческо Тревизани «Даная» - не известно практически никому, кроме специалистов, и не выставлялось ни разу. В Архангельском хранилось в запасниках. Всем трём картинам необходим лишь «косметический» ремонт. Но даже такая работа займет время. Завершат реставрацию через год - к юбилею Архангельского.

Источник: https://tvkultura.ru